ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Интересно посмотреть, как менялась Формула выбора профессии на протяжении истории человечества:
- Во времена верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, люди занимались охотой и собирательством, врачевали раны, создавали орудия труда (крючки, копья), украшения. Однако каждый участник племени умел делать то же, что и все остальные: разделения труда не было, а значит не было и профессий.
- Начиная с ~10 000 лет до н.э. первобытные племена постепенно приходят к оседлому образу жизни. Начинается расцвет земледелия, чуть позже животноводства, при этом происходит самое главное – разделение труда. Это начало появления профессий. И в эти времена действует самая разумная формула выбора профессии: делай то, что получается лучше всего ("к чему душа лежит").
- Немногим позже, с появлением первых государств, становлением царей (бывшие вожди), жрецов (шаманов), появляется понятие частной собственности и вместе с разделением профессий появляется классовое неравенство. И Формула выбора профессии меняется. Профессии распределяются по сословиям, переход между которыми начинает затрудняться.
- Уже где-то к 4000 году до н.э. существуют многие из известных сегодня профессий и должностей, среди которых чиновники, бухгалтеры, банкиры (менялы и кредиторы), юристы, инженеры, металлурги, строители, почтальоны, ученые, педагоги, актеры, музыканты, земледельцы, животноводы, бортники, повара, горничные, торговцы, негоцианты (оптовые торговцы-международники), парикмахеры, ремесленники, банщики, портные, обувщики, могильщики, охранники, военные, горняки, лесники, врачи (травники, костоправы), моряки, сборщики налогов, спортсмены, ...
- Однако начинаются Темные времена средневековья. Вместе с падением грамотности, ужесточается Формула выбора профессии: выбор возможен только в рамках сословия. Родился крестьянином - им и будешь. Развивался «династийный подход» - профессия передавалась от отца к сыну вместе с профессиональными секретами. Так появлялись династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников.
Эпоха Возрождения поощрила первых нарушителей этой формулы, а чуть позже демографический рост способствовал началу Промышленной революции, окончательно понявшей Формулу. В эти времена на смену ручному труду пришла паровая машина и 90% работников мануфактур временно оказались без работы. Перед ними маячили непонятные «профессии будущего», пугающие новыми компетенциями – например, умением работать на громоздких и необъяснимых станках. Недовольные новыми технологиями работники – луддиты – пытались противостоять, но безуспешно. Прогресс не остановился. А число новых производств росло (вместе с населением планеты) и проблем с трудоустройством не было: были проблемы с правами трудящихся.
Происходило расширение класса рабочих. Смена орудий труда породила множество новых профессий (а если точнее – то трансформировало старые). В начале ХХ века стала популярной формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО.
Однако и эта формула полностью дискредитировала себя. Небольшой пример: в 90-х годах все телеканалы и газеты взахлеб описывали, как страна нуждается в экономистах и юристах. Массовый спрос породил тысячу факультетов по всей стране. Из которых «вылупились» миллионы юристов и финансистов. Они прекрасно подают кофе в Макдональдсе или успешно работают не по полученной специальности, но до сих пор, в конце второго десятилетия 21 века, хороший юрист или финансист – на вес золота.
Так же формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО тяжело применима в профориентации школьников. Чтобы ею воспользоваться, нужны социальный опыт, багаж своего «могу» и реалистичное представления того, из чего выбираются «хочу». Поэтому современные школьники очень удачно эту Формулу модернизировали:
- «Хочу» - заменилось на «мне нравится»;
- «Могу» - осталось тем же, но с небольшим нюансом – «смогу»;
- «Надо» - стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).
Но практической реализацией было то, что начинали список с НЕ. Описывая, что НЕ нравится, что НЕ получается и что точно НЕ будете делать – так стало гораздо легче найти то, что остается.
Из опыта работы Навигатум в 2013-2016 годах: у школьника в процессе осмысления своих «НЕТ» часто появляется однозначный ответ про своё «ДА».
- Движемся дальше. В 21 веке происходит понимание, что:
1) Формулы выбора, которые подходят для профориентации взрослых, не эффектны в помощи выбора своего пути для школьников.
2) В выборе профессии важным фактором становится мотивация и ценности, внутреннее соответствие выбранному "образу жизни".
3) Более важно найти не "одну единственную идеальную" профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу или неудовлетворенности.
Новая Формула выбора профессии НАВИГАТУМ помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор.
Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.
Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:
- Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
- Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья.
- Собственной системой ценностей и ценностями, особенностями конкретного рабочего коллектива в конкретной организации.
Как это работает? На примере соответствия требования профессий к личным качествам:
Профессия | |
НЕ востребованные проф.важные качества, психологические особенности |
ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества, |
НЕ развитые личные качества, отсутствующие псих.особенности |
СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества, психологические особенности, состояние здоровья |
Человек (сотрудник) |
У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.
Точно также у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты.
➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают - это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.
➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия - логист, человек - интроверт с неразвитой коммуникабельностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.
➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам - он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.
Аналогично по отношению к психологическим особенностям (например, темпераменту) и к медицинским противопоказаниям.
Можно использовать более простую схему:
Кроме этого, стоит уделить большее внимание анализу образа жизни и методике их примерки на себя.
Как использовать?
Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать Формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс». С помощью теста Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий).
Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить "проблемные" зоны. Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей.