Интересно посмотреть, как менялась формула выбора профессии на протяжении истории человечества:
- Во времена верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, люди занимались охотой и собирательством, врачевали раны, создавали орудия труда (крючки, копья), украшения. Однако каждый участник племени умел делать то же, что и все остальные: разделения труда не было, а значит не было и профессий.
- Начиная с ~10 000 лет до н.э. первобытные племена постепенно приходят к оседлому образу жизни. Начинается расцвет земледелия, чуть позже — животноводства, при этом происходит самое главное – разделение труда. Это начало появления родов деятельности (будущих профессий). И в эти времена действует самая разумная формула выбора: делай то, что получается лучше всего («к чему душа лежит»).
- Немногим позже, с появлением первых государств, становлением царей (бывшие вожди), жрецов (шаманов), возникает понятие частной собственности, и вместе с разделением профессий формируется классовое неравенство. И формула выбора профессии меняется. Профессии распределяются по сословиям, переход между которыми начинает затрудняться.
- Уже где-то к 4000 году до н.э. существуют многие из известных сегодня профессий и должностей, среди которых чиновники, бухгалтеры, банкиры (менялы и кредиторы), юристы, инженеры, металлурги, строители, почтальоны, ученые, педагоги, актеры, музыканты, земледельцы, животноводы, бортники, повара, горничные, торговцы, негоцианты (оптовые торговцы-международники), парикмахеры, ремесленники, банщики, портные, обувщики, могильщики, охранники, военные, горняки, лесники, врачи (травники, костоправы), моряки, сборщики налогов, спортсмены, … Но всё это пока скорее род деятельности, чем профессия в современном понимании.
- Однако начинаются Темные времена средневековья. Вместе с падением грамотности, ужесточается формула выбора, который становится возможен только в рамках сословия. Родился крестьянином — им и будешь. Развивается «династийный подход» — профессия передается от отца к сыну вместе с профессиональными секретами. Так появляются династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников.


История появления профессий и их трансформации была исследована в проекте «Дерево эволюции профессий«.
Эпоха Возрождения поощрила первых нарушителей этой формулы, а чуть позже демографический рост способствовал началу Промышленной революции, окончательно поменявшей формулу. В эту эпоху появляются профессии в привычном нам понимании. На смену ручному труду пришла паровая машина, и 90% работников мануфактур временно оказались без работы. Перед ними маячили непонятные «профессии будущего», пугающие новыми компетенциями – например, умением работать на громоздких и необъяснимых станках. Недовольные новыми технологиями работники – луддиты – пытались противостоять, но безуспешно. Прогресс не остановился. А число новых производств росло (вместе с населением планеты), и проблем с трудоустройством не было — были проблемы с правами трудящихся.
Происходило расширение класса рабочих. Смена орудий труда породила множество новых профессий (а если точнее – то трансформировало старые). В начале ХХ века стала популярной формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Однако позже и эта формула полностью дискредитировала себя. Небольшой пример: в 90-х годах все телеканалы и газеты взахлеб описывали, как страна нуждается в экономистах и юристах. Массовый спрос породил тысячу факультетов по всей стране. Из которых «вылупились» миллионы юристов и финансистов. Они прекрасно подают кофе в Макдональдсе или успешно работают не по полученной специальности, но до сих пор, в третьем десятилетии 21 века, хороший юрист или финансист – на вес золота.
Также формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО плохо применима в профориентации школьников. Чтобы ею воспользоваться, нужны социальный опыт, багаж своего «могу» и реалистичное представление о том, из чего выбираются «хочу». Поэтому современные школьники очень удачно эту Формулу модернизировали:
- «Хочу» — заменилось на «мне нравится»;
- «Могу» — осталось тем же, но с небольшим нюансом – «смогу»;
- «Надо» — стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).
Практической реализацией формулы стала составление списков с НЕ. Если описывать, что НЕ нравится, что НЕ получается и что точно НЕ будете делать – так становится гораздо легче найти то, что остаётся.

Из опыта работы Навигатум в 2013-2016 годах: у школьника в процессе осмысления своих «НЕТ» часто появляется однозначный ответ про своё «ДА».
Движемся дальше. В 21 веке появляется понимание, что:
1) Формулы выбора, которые подходят для профориентации взрослых, не эффектны в выборе своего пути у школьников.
2) В выборе профессии важным фактором становится мотивация и ценности, внутреннее соответствие выбранному «образу жизни».
3) Более важно найти не «одну единственную идеальную» профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу или неудовлетворенности.
Формула выбора профессии НАВИГАТУМ помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор.
Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.
Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:
- Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
- Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья.
- Собственной системой ценностей и ценностями, особенностями конкретного рабочего коллектива в конкретной организации.
Как это работает? На примере соответствия требования профессий к личным качествам:
Профессия (должность) | |
НЕ востребованные проф.важные качества, психологические особенности | ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества, желательные психологические особенности, соблюдение медицинских показаний |
НЕ развитые личные качества, отсутствующие псих.особенности | СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества, психологические особенности, состояние здоровья |
Человек (сотрудник) |
У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.
Точно так же у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты.
➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают — это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.
➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия — логист, человек — интроверт с неразвитой коммуникабельностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.
➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам — он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.
Аналогично по отношению к психологическим особенностям (например, темпераменту) и к медицинским противопоказаниям.
Можно использовать более простую схему:

Кроме этого, стоит уделить большее внимание анализу образа жизни и методике их примерки на себя.
Как использовать?
Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс». С помощью теста Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий).
Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить «проблемные» зоны. Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей.
Можно также воспользоваться готовым инструментом — опросником-навигаторов «Всеумел«. Его основой является Атлас современных профессий, специальностей и должностей.
В формировании портрета профессии и опросника использовался следующий алгоритм: