0

Идеальная траектория профориентации

Вы можете посмотреть и скачать описание в таблице здесь

Возраст

3,5 года – 5 лет | детский сад

Описание этапа

Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.

Цели и задачи

  • Первичное знакомство с профессиями (чем занимаются, чем отличаются).
  • Заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями.
  • Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения и трудовой мотивации в будущем.

Практические и методические инструменты

  • Методическое пособие «Прививка от безработицы», в котором есть практические советы по созданию «ритуалов труда».
  • Мультсериал «В мире профессий» — песенки-стихи о сотне различных профессий. >>>
  • Просто дать ребенку быть самим собой: трудолюбивым и познающим мир.

Результат

  • Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
  • С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям.

Возраст

5-8 лет | детский сад и 1-2 класс школы

Описание этапа

Два прекрасных периода:
— стадия осмысленных почемучек;
— погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Цели и задачи

  • Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека.

Практические и методические инструменты

  • Игровая развивающая среда «Навигатум: Взросляндия. В мире профессий» >>> — целостное описание мира труда и профессий:
    • Профисказки – это художественные сказки, героям которых — детям из страны «Взросляндия» — приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий.
    • Отраслевая карта страны «Взросляндия» — это и визуализация, и поле для игр. Карта отражает все виды трудовой деятельности.
    • Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте отраслей. (Методическое пособие, сценарии игр и рекомендации).
  • Мультсериал «В мире профессий» >>>.

Результат

  • Ребенок обретает комплексное представление, откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
  • Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
  • Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира. 

Возраст

9-10 лет | 3-4 класс школы

Описание этапа

Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.

Цели и задачи

  • Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях «труд» и «работа», атрибутах профессий, типах профессий. 
  • Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.

Практические и методические инструменты

  • УМК «Профориентация».
  • Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г. Резапкина).
  • Отраслевая карта «Взросляндия» >>>, мультфильмы из сериалов «В мире профессий» и «Калейдоскоп Профессий», игра «Карта отраслей».

Результат

Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.


Возраст

10-12 лет | 4-5 класс

Описание этапа

Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.

Цели и задачи

  • Определение слабых и сильных качеств.
  • Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
  • Определение выраженных интересов.
  • Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
  • Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» >>> (этап «любопытство»).
  • Визуализированные тесты «Профитип» >>> на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
  • Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» >>> о должностях, профессиях и специальностях.
  • «Беседы о самоопределении» — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>, игры по самоопределению «Из-и«.

Результат

  • У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
  • Появление осознанных знаний о самом себе.
  • Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
  • Понимание, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умение составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).

Возраст

12-14 лет | 6-8 класс

Описание этапа

«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике

Цели и задачи

  • Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
  • Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
  • Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
  • Тренинги профнавыков и качеств.

Практические и методические инструменты

  • УМК «Самоопределение» >>>.
  • Игровые модули «Профессионально важные качества» >>>.
  • Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» >>> (этап «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
  • VR-приложение «Профессии нашей реальности» >>>.
  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) >>> – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
  • «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
  • «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>

Результат

  • Началась осознанная работа «над самим собой».
  • Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься выбранной темой.
  • Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению знаний, нужных для реализации своих целей, для практического использования в области своих интересов.

Возраст

15 лет | 9 класс

Описание этапа

Ответственность за свой выбор

Цели и задачи

Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.

Практические и методические инструменты

  • Профориентационные притчи «Псифора» >>> (часть 2).
  • Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п. >>>
  • Помощь тьютора-психолога.

Результат

  • Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
  • Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
  • Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностями выбранной специальности (деятельности).

Возраст

16-18 лет | старшие классы или колледж

Описание этапа

Осмысленные знания

Цели и задачи

  • Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
  • Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
  • Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Практические и методические инструменты

  • Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции. >>>
  • Видеоурок «Как и какую профессию выбрать» >>>.
  • Профпроба в предпринимательской деятельности «Монетизация» >>>.
  • Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
  • Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.
  • Карьерное консультирование >>>

Результат

  • Ученик сосредоточен на развитии качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
  • Учеба ради получения знаний, а не диплома.
  • Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.

Возраст

18-20 лет | первые — третьи курсы ВУЗа

Описание этапа

Поступая в ВУЗ, думай о том, как ты его закончишь.

Цели и задачи

Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.

Практические и методические инструменты

  • Курс «Привычки мышления».
  • Игра «Профилини» — «планировщик линий жизни (жизненных стратегий) от рождения до глубокой старости».
  • Анимационные фильмы из цикла «Калейдоскоп Профессий» для абитуриентов, студентов и выпускников.

Результат

  • Сохраняется мотивация к учебе.
  • К концу второго курса найдется оптимальный работодатель для получения практики (даже, если придется работать бесплатно).

Возраст

20-22 лет | четвертые – пятые курсы ВУЗа.

Описание этапа

Практическая деятельность в образовании.

Цели и задачи

  • Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
  • Завершение образования должно совпадать с трудоустройством.

Практические и методические инструменты

  • Карьерное консультирование: фильм «Лайфхак по трудоустройству» и дополнительные материалы по соцадаптации >>>.

Результат

  • Есть четкое представление о трудоустройстве (написание резюме, прохождение собеседований и испытательного срока).
  • По окончанию обучения происходит заранее оговоренное с работодателем трудоустройство.

Возраст

23+ | первые годы работы

Описание этапа

Умный – не тот кто много знает, а тот, кто знает границы своего знания.

Цели и задачи

  • Адаптация в трудовом коллективе.

Практические и методические инструменты

  • Рекомендации психологов, работа с коучем.
  • Притчи «Псифора».
  • Опросник-Навигатор «Всеумел» >>>.

Результат

  • Успешно пройден испытательный срок.
  • Есть четкое представление о дальнейшем горизонтальном и вертикальном карьерном и профессиональном росте.

Указанный возраст условный, у одних детей раньше, у других позже – разброс огромный. Важнее сами «этапы» и их последовательность. Мудрость родителей и педагогов заключается в том, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии себя и противоположного пола (14-17) и др.

Обзор инструментов игровой профориентации по возрастным категориям:

Наверх