Вы можете посмотреть и скачать описание в таблице здесь.
Возраст
3,5 года – 5 лет | детский сад
Описание этапа
Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.
Цели и задачи
- Первичное знакомство с профессиями (чем занимаются, чем отличаются).
- Заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями.
- Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения и трудовой мотивации в будущем.
Практические и методические инструменты
- Методическое пособие «Прививка от безработицы», в котором есть практические советы по созданию «ритуалов труда».
- Мультсериал «В мире профессий» — песенки-стихи о сотне различных профессий. >>>
- Просто дать ребенку быть самим собой: трудолюбивым и познающим мир.
Результат
- Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
- С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям.
Возраст
5-8 лет | детский сад и 1-2 класс школы
Описание этапа
Два прекрасных периода:
— стадия осмысленных почемучек;
— погружение в мир сюжетно-ролевых игр.
Цели и задачи
- Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека.
Практические и методические инструменты
- Игровая развивающая среда «Навигатум: Взросляндия. В мире профессий» >>> — целостное описание мира труда и профессий:
- Профисказки – это художественные сказки, героям которых — детям из страны «Взросляндия» — приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий.
- Отраслевая карта страны «Взросляндия» — это и визуализация, и поле для игр. Карта отражает все виды трудовой деятельности.
- Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте отраслей. (Методическое пособие, сценарии игр и рекомендации).
- Мультсериал «В мире профессий» >>>.
Результат
- Ребенок обретает комплексное представление, откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
- Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
- Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира.
Возраст
9-10 лет | 3-4 класс школы
Описание этапа
Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.
Цели и задачи
- Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях «труд» и «работа», атрибутах профессий, типах профессий.
- Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.
Практические и методические инструменты
- УМК «Профориентация».
- Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г. Резапкина).
- Отраслевая карта «Взросляндия» >>>, мультфильмы из сериалов «В мире профессий» и «Калейдоскоп Профессий», игра «Карта отраслей».
Результат
Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.
Возраст
10-12 лет | 4-5 класс
Описание этапа
Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.
Цели и задачи
- Определение слабых и сильных качеств.
- Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
- Определение выраженных интересов.
- Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
- Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.
Практические и методические инструменты
- Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» >>> (этап «любопытство»).
- Визуализированные тесты «Профитип» >>> на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
- Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» >>> о должностях, профессиях и специальностях.
- «Беседы о самоопределении» — цикл уроков Г. Резапкиной.
- Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>, игры по самоопределению «Из-и«.
Результат
- У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
- Появление осознанных знаний о самом себе.
- Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
- Понимание, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умение составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).
Возраст
12-14 лет | 6-8 класс
Описание этапа
«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике
Цели и задачи
- Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
- Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
- Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
- Тренинги профнавыков и качеств.
Практические и методические инструменты
- УМК «Самоопределение» >>>.
- Игровые модули «Профессионально важные качества» >>>.
- Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» >>> (этап «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
- VR-приложение «Профессии нашей реальности» >>>.
- Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) >>> – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
- «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
- «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) — цикл уроков Г. Резапкиной.
- Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>
Результат
- Началась осознанная работа «над самим собой».
- Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься выбранной темой.
- Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению знаний, нужных для реализации своих целей, для практического использования в области своих интересов.
Возраст
15 лет | 9 класс
Описание этапа
Ответственность за свой выбор
Цели и задачи
Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.
Практические и методические инструменты
- Профориентационные притчи «Псифора» >>> (часть 2).
- Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п. >>>
- Помощь тьютора-психолога.
Результат
- Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
- Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
- Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностями выбранной специальности (деятельности).
Возраст
16-18 лет | старшие классы или колледж
Описание этапа
Осмысленные знания
Цели и задачи
- Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
- Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
- Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).
Практические и методические инструменты
- Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции. >>>
- Видеоурок «Как и какую профессию выбрать» >>>.
- Профпроба в предпринимательской деятельности «Монетизация» >>>.
- Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
- Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.
- Карьерное консультирование >>>
Результат
- Ученик сосредоточен на развитии качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
- Учеба ради получения знаний, а не диплома.
- Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.
Возраст
18-20 лет | первые — третьи курсы ВУЗа
Описание этапа
Поступая в ВУЗ, думай о том, как ты его закончишь.
Цели и задачи
Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
Практические и методические инструменты
- Курс «Привычки мышления».
- Игра «Профилини» — «планировщик линий жизни (жизненных стратегий) от рождения до глубокой старости».
- Анимационные фильмы из цикла «Калейдоскоп Профессий» для абитуриентов, студентов и выпускников.
Результат
- Сохраняется мотивация к учебе.
- К концу второго курса найдется оптимальный работодатель для получения практики (даже, если придется работать бесплатно).
Возраст
20-22 лет | четвертые – пятые курсы ВУЗа.
Описание этапа
Практическая деятельность в образовании.
Цели и задачи
- Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
- Завершение образования должно совпадать с трудоустройством.
Практические и методические инструменты
- Карьерное консультирование: фильм «Лайфхак по трудоустройству» и дополнительные материалы по соцадаптации >>>.
Результат
- Есть четкое представление о трудоустройстве (написание резюме, прохождение собеседований и испытательного срока).
- По окончанию обучения происходит заранее оговоренное с работодателем трудоустройство.
Возраст
23+ | первые годы работы
Описание этапа
Умный – не тот кто много знает, а тот, кто знает границы своего знания.
Цели и задачи
- Адаптация в трудовом коллективе.
Практические и методические инструменты
- Рекомендации психологов, работа с коучем.
- Притчи «Псифора».
- Опросник-Навигатор «Всеумел» >>>.
Результат
- Успешно пройден испытательный срок.
- Есть четкое представление о дальнейшем горизонтальном и вертикальном карьерном и профессиональном росте.
Указанный возраст условный, у одних детей раньше, у других позже – разброс огромный. Важнее сами «этапы» и их последовательность. Мудрость родителей и педагогов заключается в том, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии себя и противоположного пола (14-17) и др.