0

НАВИГАТУМ: ВЗРОСЛЯНДИЯ. В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Всё об отраслях и профессиях для детских садов и начальной школы

«ВЗРОСЛЯНДИЯ» — самый масштабный профориентационный проект НАВИГАТУМ.

Мы поставили перед собой задачу: создание инструмента, позволяющего сформировать целостную картину мира об отраслях и профессиях у дошкольников и учеников начальных классов.

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТА

В каком возрасте начинается знакомство ребенка с профессиями? Примерно в 3,5 года, когда родитель или воспитатель показывает на окружающих людей и называет их профессию. Вот ребенок видит кран – это строитель, он строит дом. Зашли в магазин – это продавец, он продает нам продукты, игрушки. Это врач – она лечит болезни. Это водитель – он везет людей и грузы.

ЧТО НЕ ТАК В СУЩЕСТВУЮЩЕМ ПОДХОДЕ?

Такой способ рассказа формирует мозаичное представление о мире профессий. Те профессии, которые попали в область внимания взрослого – остались у ребенка. Большая часть профессий и видов деятельности в него не попала, а значит и не появилась в картине мира ребенка. Особенно характерны «региональные» перегибы – на севере дети знают несколько видов нефтегазовых операторов, но не получают представлений об агрономе и металлурге. В южных регионах могут не знать о шахтерах. Если в семье не встречаются профессии инженера, бухгалтера, химика – для ребенка эти слова остаются неизвестными понятиями.

Бывают «продвинутые» родители и воспитатели, которые учат детей по карточкам и те «знают» более 400 различных профессий – имеют еще более искаженное представление о мире, в котором ярко очерчены одни профессии и отсутствует множество других вместе с целыми отраслями и видами деятельности.

ПРОФЕССИИ, ЛИШЕННЫЕ СМЫСЛА

Еще одна оборотная сторона знакомства детей с профессиями – это описание функционала, выдернутого из производственного контекста. Вот водитель, он везёт груз. А куда, кому, зачем – всё это остается за кадром. Металлург делает металл. Прекрасно, но в голове ребенка эта фраза не наполняется смыслом.

ЧТО МЕНЯЕТ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЗРОСЛЯНДИЯ:

  1. Описывает все существующие отрасли и виды деятельности. Невозможно рассказать о десяти тысячах профессий, но можно дать понятные представления о существующих отраслях.
  2. Формирует целостную и взаимосвязанную картину мира отраслей и профессий: изучая ее, дети сами открывают, как одна отрасль неразрывно связана с другими: «металлургия не может существовать без горнодобывающей промышленности, а без металлургии не будет машиностроения. И всем им нужна энергетика и транспорт. А там, где работают люди, требуется…» — это самостоятельный вывод, к которому приходят ребята, изучая Взросляндию.
  3. Профессии показаны внутри своего производственного процесса, они наполнены смыслом, видны взаимосвязи между профессиями.
  4. Весь сложный материал не просто объяснен простыми и понятными словами и образами, а еще упакован в увлекательный драматургический сюжет, в котором образовательная составляющая – неотрывная часть художественной истории.
  5. Изложение и форма подачи полностью соответствуют возрастным и психологическим потребностям детей. Через интерактивные сказки (мы называем их профисказки) мы отвечаем на популярные вопросы «почемучек» и побуждаем их задаваться новыми вопросами, дразним любопытство и интерес, стимулируем когнитивные способности и мотивацию к учебе.
  6. Игровая развивающая среда – это полноценный набор материалов, среди которых: профисказки, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, иллюстративный материал по каждой отрасли, большой набор сюжетно-ролевых игр, стихов-мультфильмов о профессиях и другие элементы.
  7. Это гибкий конструктор, который позволит упрощать или усложнять материал, в зависимости от аудитории. С игровой развивающей средой будет интересно и эффективно работать как в детском саду (вторая средняя, старшая и подготовительные группы), так и в начальной школе с 1 по 4 классы.  

ПРОФЕССИИ КОТОРЫХ НЕТ

В рассказах взрослых о профессиях существует множество подводных камней. Одним из таких камней является описание мира через набор мета-профессий. Мета-профессии – это группы профессий, объединяющих какую-либо отрасль. Например, строитель, металлург, железнодорожник, банкир и так далее. Но это не профессии и на них не учат.

Проблема заключается в том, что у многих старшеклассников (да и взрослых людей), мир профессий представлен из мозаичного набора этих мета-профессий со случайным вкраплением разных узких специальностей. Но проблема в том, что мета-профессий не существует. Нельзя хотеть стать металлургом. Надо определиться кем именно: сталеваром, вальцовщиком, газорезчиком, шихтовщиком, … — всё это разные профессии, требующие разных лет обучения, различного набора профессионально важных качеств и медицинских показаний. Также со строителем (геодезист, архитектор, крановщик, каменщик, … – 6 лет учиться или 6 недель? – иметь пространственное воображение или физическую силу?).

Игровая развивающая среда НАВИГАТУМ: ВЗРОСЛЯНДИЯ с самого начала устраняет эту проблему. За каждой отраслью у ребенка будут представления о реальных профессиях с пониманием смысла их деятельности.

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ПРО ТРУДОЛЮБИЕ

Важнейшее качество человека – любовь к труду – формируется в дошкольном возрасте и закрепляется в первые годы школьного обучения. Самая «неизлечимая» проблема, сводящая на нет всю профориентацию и даже самое прекрасное полученное образование – когда у выпускника нет желания трудиться. Когда человек не получает удовольствия от процесса труда, то он не сможет самореализоваться. 

В методических рекомендациях к ВЗРОСЛЯНДИИ мы досконально проработали этот вопрос. Предлагаемые нами ритуалы труда из методического издания «Прививка от безработицы» будут полезны воспитателям, а также содержать материалы для работы с родителями – чтобы вместе построить единую среду, в которой выращиваются важные человеческие качества.

САМОЕ ВАЖНОЕ — ЗАЛОЖИТЬ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Это то, что называется также этическими ценностями и нравственным воспитанием. С помощью Взросляндии закладываются и воспитываются такие навыки, как:

В профисказках существует важный слой – более тонкий, чем познавательно-содержательный; тот, в котором закладываются ценности и целостное мировоззрение.

КАРТА ОТРАСЛЕЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЗРОСЛЯНДИЯ

Не просто карта, а напольная игровая площадка-пазл!

Карта представляет собой НАПОЛЬНУЮ ПЛОЩАДКУ размерами 2х3 метра. Она состоит из 35 элементов-ПАЗЛОВ, сбор которых – отдельная познавательная игра для ребят. Все элементы созданы из 10 миллиметрового пластика и не имеют острых краев. На собранной карте-пазле можно прыгать, скакать, ездить по дорогам карты своими игрушками, но главное – это рассматривать тысячи различных объектов, нарисованных талантливой художницей Татьяной Белоконь.

На карте страны «Взросляндии» отражены все отрасли и виды деятельности, а также учтен сюжет и иллюстрация каждой профисказки.

Здесь есть всё: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, рыбоводство. Все виды транспорта (от гужевого до космического). Все виды электростанций (атомная, тепловая, гидро, ветро, солнечная). От горнодобывающего комбината до металлургического завода и далее к машиностроению. Нефтегазодобыча и трубопроводы. Химическая промышленность. Легкая промышленность. Армия. Спорт. Искусство и культура. Бытовые услуги и администрация. Городской общественный транспорт. Карта – это связный, системный взгляд на все виды человеческой трудовой деятельности, позволяющая дать ребенку изначально правильное представление о мире профессий и труда.

карта взросляндии - фрагменты
фрагменты карты Взросляндия

Сама по себе карта – это источник около сотни разнообразных игр, возможность изучить и разобрать явления, которые прежде были скучными, а сейчас – захватывающими и вызывающими любопытство с увлечением. 

ПОСМОТРИТЕ ФРАГМЕНТЫ КАРТЫ>>>

ПРОФИСКАЗКИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАБАХИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ» 

В отраслевых профисказках «Приключения Бабахина и его друзей» раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии. Но всё это «упаковано» в формат самой настоящей сказки

Оказывается, есть на свете страна под названием Взросляндия. Но живут там совсем даже не взрослые, а напротив – одни дети! Представляете? Ни одного взрослого человека! Никто не заставляет учить уроки и чистить зубы, никто не запрещает прыгать на кровати и смотреть телевизор до глубокой ночи. Но! Есть и другая сторона медали! Обитателям Взросляндии приходится делать все самим. Готовить пищу и ремонтировать дом, управлять городским хозяйством и даже производить различные товары. Согласитесь, это очень не просто, когда твой возраст можно записать одной цифрой! Но зато, как интересно! Жители Взросляндии занимаются взрослыми делами и взрослеют не по дням, а по часам. Поэтому страна так и называется – Взросляндия!

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того «откуда берется…». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество?  — Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

Всего затрагивается 30 направлений трудовой деятельности, которые охватывают более 1300 отраслей. В направления трудовой деятельности входит не только промышленность и услуги, но и государственное управление, искусство и культура, досуг, наука, профессиональный спорт, вооруженные силы и другие.

И всё это – удивительные, увлекательные, безумно интересные истории с харизматичными персонажами. А так как наши сказки не просто сказки, а сказки профориентационные – то и персонажи очень непростые. У Рукоделова отлично складывается работа с техникой и устройствами, Архимедову легко даются схемы, знаки, таблицы, а Бабахин – человек крайне коммуникабельный. Узнаёте типы?

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение профисказок — это живой процесс общения между педагогом, ведущим занятие, и детьми. Обсуждение происходит не только до и после прочтения сказки, но и во время. Мы изначально создавали сказки так, чтобы сформировать обсуждение и со-участие детей по мере развития сюжета. Для удобства педагога все вопросы и темы обсуждения вынесены слева от основного текста сказки. Цветовое деление вопросов — это разные уровни сложности: есть для дошкольников и есть для учеников начальной школы.

Профисказки "Приключения Бабахина и его друзей" — ключевой элемент игровой развивающей среды Взросляндия
Фрагмент со страницы книги профисказок

Интерактивное чтение сказок позволяет получить срез знаний и представлений учеников. Формирует вопросы на актуализацию интереса и внимания. С помощью возникающей дискуссии, легко запоминаются и усваиваются ключевые и наиболее важные моменты.

Всё это представлено в книге так, чтобы Педагогу можно было легко читать и задавать вопросы без какой-либо дополнительной подготовки заранее.

ПРОЧИТАТЬ ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ ПРОФИСКАЗОК (6,5MB)>>>

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для иллюстрации новых понятий и слов, а также для увлекательных игр на основе сказок, для каждой истории и отрасли приготовлены наборы карточек — иллюстраций. В комплекте игровой среды более сотни различных карточек:

Пример карточек:

Комфорт педагога при проведении занятий – одна из наших главных задачДля каждой сказки и для каждого набора иллюстраций есть своя цветовая гамма, поэтому педагог не теряет времени на подбор и поиск карточек – они все на виду. Ведь всё внимание педагог должен уделять детям и саму процессу занятия и игры, а не попыткам разобраться в новом материале.

МУЛЬТСЕРИАЛ «НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Мультсериал включает в себя песни-мультфильмы о профессиях.

Например, песня ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ.

В песне упоминается 35 различных профессий, для каждой мы подготовили загадку. Также есть отдельно текст самой песенки, по которой дети любят ставить импровизированные костюмированные спектакли и просто декламировать со сцены.

В сериале есть песня-мультфильм о том, почему родители каждый день уходят на работу. Что было бы, если бы они оставались дома и проводили время со своими любимыми детьми? Для школьников начальных классов на основе этого мультфильма разработан сценарий полного урока, а для дошколят – 20-ти минутного занятия. После проведения урока (занятия) у детей значительно осмысляются представления о важности труда в целом, появляется интерес к рабочей деятельности родителей, формируется уважение к самому труду на основе полученных от мультфильма переживаний и активного внутреннего переосмысления. Этот урок – одна из важных вешек на длинном пути личностного самоопределения, которое ведет к определению профессиональному.

Кроме песен-мультфильмов в сериале представлены стихотворения-мультфильмы. Их задача – создание визуального образа профессии, её функционала, атрибутов труда. Более 50-ти различных стихотворений-мультфильмов о разных профессиях. 

Примеры стихов-мультфильмов НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

В комплект игровой развивающей среды входят не все мультфильмы из мультсериала «Навигатум: в мире профессий», а только по темам профисказок. Весь сериал можно приобрести отдельно.

АУДИОКНИГА ПРОФИСКАЗОК «НАВИГАТУМ»

Для Вашего удобства мы создали аудиокнигу профисказок, озвученную профессиональными актерами и включающую в себя музыкальное оформление. Это самый настоящий аудиоспектакль.

Продолжительность одной сказки – около 11-12 минут.

Печатные и аудио профисказки выходят выпусками по 5 штук.

ПОСЛУШАТЬ ПРОФИСКАЗКУ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ КАША»>>>

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПРИВИВКА ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ»

Мы хотим напомнить, что задача профориентации в дошкольном возрасте – это не только знакомство с окружающим миром и уж точно не заучивание сотен профессий. Самое главное, это пробудить интерес к труду, сформировать самое важное качество для человека – трудолюбие.

Трудолюбивый человек никогда не сядет на шею государству иждивенцем, он просто не сможет не трудиться. И это не ради защиты бюджета нашего государства, а ради счастья самого человека. Ведь что, как ни труд, делает нас счастливыми, а нашу жизнь – осмысленной?

Человек, который с самого детства уважает труд, любит труд – это человек, у которого не возникнет проблемы «непрестижных» профессий – для него все профессии престижны и важны.

Как же сформировать это чувство в дошкольниках и младших школьниках? Без прямого навязывания, насилия над личностью (которое приведет к противоположному эффекту)? В методическом пособии мы делимся опытом экспериментальных площадок «Навигатум», перечисляем свои неудачи (чтобы умные могли учиться на чужих ошибках) и успехи. Этот проект продолжается и наша методичка дополняется, видоизменяется, живет. Вы тоже можете присоединиться к ее созданию и наполнению вместе с нами.

Основные принципы программы «Прививка от безработицы», а также подробное описание сюжетно-ролевых игр и развивающих занятий на основе материалов игровой среды «Навигатум: в мире профессий», изложены в брошюре, входящей в комплект поставки.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ПРОФЕССИЯМ И ОТРАСЛЯМ

Мы включили описание сюжетно-ролевых игр на основе профисказок и карты Взросляндия. Игры отражают технологические процессы производства в различных отраслях и задействуют ключевые профессии.

В сюжетно-ролевые игры заложена система диагностики, позволяющая определить у играющих детей ярко выраженные задатки и склонности к разным типам деятельности. 

Для школьников начальных классов с применением карты есть набор увлекательных задач, развивающих мышление, навыки чтения и счета. Сценарии занятий предусматривают активную игровую деятельность, в основе которой – познание окружающего мира. Но эта игровая деятельность направлена не на соревновательный и сугубо игровой процесс, а на зарождение искреннего интереса к познанию, к постижению секретов этого необычного и непредсказуемого мира вокруг нас, на формирование жажды ученичества и исследовательской деятельности. 

ВЗРОСЛЯНДИЯ: БОНУСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для работы с дошкольниками и школьниками начальных классов мы можем порекомендовать вам следующие бесплатные материалы:

МУЛЬТФИЛЬМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО (КРЕАТИВНОГО) МЫШЛЕНИЯ 

Творческое мышление — одна из главнейших компетенций XXI века. Мы подготовили цикл мультфильмов и занятий с играми, позволяющими формировать навык креативного мышления, а также знакомящих детей с основными приемами и методиками ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которые помогают в решении как инженерных задач, так и множества других, из повседневной жизни. Посмотрите пример мультфильма здесь.

МУЛЬТСЕРИАЛ «НАВИГАТУМ: СПОРТ»

Чтобы было веселее делать гимнастику и утреннюю зарядку — мы приготовили выпуск мультфильмов, пропогандирующий здоровый образ жизни для детей. Зарядка, обливания, закаливание, гигиена. 

Пример мультфильмов:

МУЛЬТФИЛЬМЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 

Занятия со школьниками начальных классов хорошо дополнит аудиовизуальный ряд: мультсериал «Навигатум: Формула Ума» — о понятиях и явлениях окружающего мираживотный миррекорды растений и многое другое.

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

В течение неограниченного срока Вы можете бесплатно обращаться за любой консультацией по использованию игровой развивающей среды. 

Вы можете заказать любые комплектующие в случае их поломки или потери (например, фрагмент карты-пазла) по цене себестоимости и доставки. 

ЗАКАЗАТЬ ИГРОВУЮ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ «ВЗРОСЛЯНДИЯ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Игровая среда получилась очень ёмкой, содержательной, наполненной самыми различными инструментами, которые позволят проводить множество занятий на протяжении 2-3 лет пребывания ребенка в детском саду или школе. Всё это уже есть в основном модуле игровой среды.

Помимо основного модуля Вам потребуются наши дополнения – ведь все профисказки не влезут в одну книгу, как и наборы карточек-иллюстраций и творческих тетрадей. А еще продолжают выходить новые мультфильмы. Мы стараемся сделать так, чтобы эти дополнительные комплекты все наши партнеры-заказчики, кто использует образовательную продукцию НАВИГАТУМ, получали по крайне низкой цене. 

Оплата производится в любой удобной Вам форме (наличный, безналичный расчет), с помощью любых форма закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ. Оказываем помощь в подготовке документации по закупкам.

  • Возраст, лет: 5-9
    69 000 

    Цели игровой программы:

    • обеспечить своевременную профориентацию будущих школьников путем перемещения этапа общего информирования в дошкольный период;
    • сформировать чувство трудолюбия (любовь и потребность в труде), уважение к труду.

    Задачи:

    • существенным образом расширить кругозор и представления дошкольников о существующих и будущих профессиях и специальностях: в понимание детей входит представление о функционале профессии (то, чем и зачем представители профессий занимаются),
    • рассказать о профессиях с точки зрения технологических процессов в отраслях производства и сферах услуг, тем самым объяснив, откуда берутся предметы и вещи, обеспечивается порядок и т.д. Подход к профессиям через отрасли формирует системное представление об устройстве мира, раскрывает взаимосвязь профессий.

    Возрастная категория: дети дошкольного возраста и школьники младших классов.

    Количество участников: 20-25 человек.

    Комплектация:

    • Отраслевая карта: карта условного мира, включающая в себя более 30 отраслей экономики, размер карты 2х3 метра, карта выполнена в виде полноцветного гигантского пазла, который включает 35 элементов.
    • Книга профисказок: 5 сказок, объясняющих устройство мира, по направлениям: сельское хозяйство, транспорт, энергетика, строительство, инженеры. Книга включает технологию работы с профисказками.
    • Отраслевые комплекты: набор карточек для проведения групповых игр (250 штук).
    • Мультимедийные материалы на usb-носителе: мультипликационный сериал «В мире профессий» (10 серий), профисказки в формате аудиоспектакля.
    • Перекидные иллюстрации к книге профисказок.
    • Альбомы для творчества (25 штук).
    • Методические рекомендации по работе с игровой развивающей средой.
    • Сумки для хранения и переноски материалов (2 штуки).

    Узнать подробнееИгровая развивающая среда ВЗРОСЛЯНДИЯ

    Показать описание ↓
  • Возраст, лет: 5-9
    10 500 

    Карта-постер поможет в изучении видов деятельности (отраслей), профессий, проведении образовательных игр.

    На карте отображены различные виды деятельности и отрасли, в том числе:

    • сельское хозяйство (животноводство, растениеводство);
    • добыча полезных ископаемых (руда) и драгоценных камней;
    • нефтегазодобыча;
    • металлургия и трубопрокат;
    • химическая промышленность;
    • лесное дело;
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • все виды транспорта (наземный, морской, железнодорожный, воздушный, даже космический и гужевой);
    • спорт; культура и искусство;
    • социальная сфера;
    • бытовые услуги;
    • ритейл;
    • спецслужбы (полиция, скорая помощь, пожарная служба);
    • армия.

    Карта полна деталей (масштаб деталей от 5 до 15 сантиметров):

    • различные виды железнодорожных составов и поездов (цистерны, товарные вагоны закрытого и открытого типов, старинный поезд, современный локомотив, скоростной электропоезд и др.);
    • различные виды морских судов (бригантина, трехмачтовая стаксельная шхуна, бриг, фрегат и др.);
    • различные виды автотранспорта (кабриолеты, родстеры, купе, универсалы);
    • различные виды спецтранспорта.

    Возрастная категория: дети дошкольного возраста и школьники младших классов.

    Технические характеристики: размер карты 2х1,4 м, полноцветная печать с ламинацией, самоклеящаяся бумага.

    Узнать подробнееКарта отраслей и видов деятельности ВЗРОСЛЯНДИЯ

    Показать описание ↓
Наверх