0

Методика и инструменты системной профориентации

Уважаемые коллеги!

Представляем вам краткий обзор методической платформы и инструментов профориентации «Навигатум». Каждый создаваемый нами инструмент может использоваться как самостоятельный, а вместе они представляют комплексное и системное решение профориентационных задач.

Содержание

Основные тезисы

Базовые постулаты Навигатум 

  • Профессиональное самоопределение является закономерным результатом прохождения пути личностного самоопределения. В жизни подростка оно занимает продолжительное время и требует сопровождения со стороны педагога (психолога). Важно своевременно начать процесс самоопределения.
  • Фундаментом личностного самоопределения являются жизненные ценности, определяющие последующую трудовую мотивацию. Ценности закладываются в дошкольном и начальном школьном возрасте вместе с такими качествами, как трудолюбие, сострадание, терпение и др. Они влияют на выбор рода деятельности (образа жизни), выбор самой профессии и на достижение профессионального успеха.
  • Прохождение этапов личностного самоопределения позволяет определить личностные качества, способности, склонности и мотивирует на их дальнейшее развитие.
  • Представления о мире профессий должны начинаться с построения системной, целостной картины мира. Первые представления закладываются в дошкольном возрасте.
  • Профориентация взрослых и профориентация школьников отличаются по существу: требуются различные подходы, методики и инструменты.
  • В осознанном выборе вида деятельности, образа жизни и конкретной профессии на разных жизненных этапах могут помочь Формулы выбора профессии, опирающиеся на сочетание жизненных ценностей, трудовой мотивации, личных качеств, психологических особенностей, медицинских показаний. 

Цели и задачи системной профориентации Навигатум

  • Формирование целостной картины мира труда.
  • Помощь в прохождении всех этапов личностного самоопределения, в осознанном поиске и выборе своего пути.
  • Помощь в формировании важных качеств и навыков: от трудолюбия до востребованных «гибких навыков» (софт скиллс, ПВК).
  • Передача практических знаний, необходимых для ориентации в мире труда.
  • Достижение осознанной, самостоятельно проложенной, собственной образовательной, профессиональной, личностной траектории. 
  • Профессиональная и личностная самореализация.

Критерии создания инструментов Навигатум

  • Полное соответствие психологическим и возрастным потребностям аудитории.
  • Общение на одном языке с аудиторией, вызывая её максимальный интерес, любознательность и понимание.
  • Игровые и художественные элементы внутри материалов увлекают учеников и мотивируют на полноценное вовлечение в процесс. Получение необходимых знаний, тренинг навыков и другие образовательные элементы являются неотделимой частью процесса игровых занятий с инструментами Навигатум, благодаря чему полностью усваиваются учениками.
  • Все инструкции к инструментам и дидактическим материалам Навигатум удобны в использовании для Педагога, не требуют излишних усилий ни во время подготовки к занятию, ни во время его проведения. Наша задача — сделать так, чтобы всё внимание Педагога уделялось ученикам, а не инструкции.
  • Сценарии занятий и игр обеспечивают вовлечение всего класса. Инструменты создаются для групповых занятий, но могут быть использованы и в индивидуальной работе.
  • Инструменты Навигатум внутренне непротиворечивы, системны, последовательны, и закрывают все профориентационные задачи.

Идеальная траектория профориентации

Вы можете посмотреть и скачать описание в таблице здесь

Возраст

3,5 года – 5 лет | детский сад

Описание этапа

Возраст формирования трудолюбия, любви к труду своими руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.

Цели и задачи

  • Первичное знакомство с профессиями (чем занимаются, чем отличаются).
  • Формирование трудолюбия: заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями и воспитателями.
  • Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения и трудовой мотивации в будущем.

Практические и методические инструменты

  • Методическое пособие «Прививка от безработицы», в котором есть практические советы по созданию «ритуалов труда».
  • Мультсериал «В мире профессий» — песенки-стихи о сотне различных профессий. 
  • Просто дать ребенку быть самим собой: трудолюбивым и познающим мир.

Результат

  • Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
  • С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям.

Возраст

5-8 лет | детский сад и 1-2 класс школы

Описание этапа

Два прекрасных периода:
— стадия осмысленных почемучек;
— погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Цели и задачи

  • Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека.
  • Формирование базовых деонтологических ценностей.

Практические и методические инструменты

  • Игровая развивающая среда «Навигатум: Взросляндия. В мире профессий» — целостное описание мира труда и профессий:
    • Профисказки – это художественные сказки, героям которых — детям из страны «Взросляндия» — приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий.
    • Отраслевая карта страны «Взросляндия» — это и визуализация, и поле для игр. Карта отражает все виды трудовой деятельности.
    • Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте отраслей. (Методическое пособие, сценарии игр и рекомендации).
  • Мультсериал «В мире профессий». Мультфильмы «Взросляндия: жизненные навыки».

Результат

  • Ребенок обретает комплексное представление, откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
  • Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира. 
  • Заложен фундамент для личностного самоопределения в средних и старших классах: жизненные ценности и созидательные мотивы труда.

Возраст

9-10 лет | 3-4 класс школы

Описание этапа

Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинает меняться на последовательно-логическое.

Цели и задачи

  • Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, о понятиях «труд» и «работа», о типах профессий и их атрибутов. 
  • Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.
  • Пропедевтика личностного самоопределения.

Практические и методические инструменты

Результат

Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.

Заложены базовые ценности личности. Осмыслены значимые жизненные навыки, помогающие «взрослению».


Возраст

10-12 лет | 4-5 класс

Описание этапа

Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.

Цели и задачи

  • Определение слабых и сильных качеств.
  • Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
  • Определение выраженных интересов, задатков и склонностей.
  • Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
  • Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.
  • Пропедевтика профессиональных проб.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» (этап «любопытство»).
  • Визуализированные тесты «Профитип» на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
  • Профориентационная игра «Профи плюс» о должностях, профессиях и специальностях.
  • «Беседы о самоопределении» — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбук Я), игры по самоопределению «Из-Ай».

Результат

  • У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
  • Появление осознанных знаний о самом себе.
  • Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
  • Понимание, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК).
  • Умение составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на изучение и развитие ЛК).
  • Представления о ряде профессий и условиях труда, увиденных своими глазами (пропедевтика профпроб).

Возраст

12-14 лет | 6-8 класс

Описание этапа

«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике

Цели и задачи

  • Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
  • Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
  • Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
  • Тренинги навыков и качеств.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» (этап «вовлечения») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
  • Профориентационные модули «Карьерная лестница» и «Профессионально важные качества».
  • VR-приложение «Профессии нашей реальности» – vr-фильмы «История профессий» и «Обзор отраслей».
  • Профориентационные притчи «Псифора» для школьников – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
  • «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
  • «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбук Я), игры по самоопределению «Из-Ай».

Результат

  • Началась осознанная работа «над самим собой». Осознание собственных ценностей и убеждений формирует фундамент (каркас) личности.
  • Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься выбранной темой.
  • Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению знаний, нужных для реализации своих целей, для практического использования в области своих интересов.

Возраст

15 лет | 9 класс

Описание этапа

Ответственность за свой выбор

Цели и задачи

Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.

Практические и методические инструменты

  • Профориентационные притчи «Псифора» для школьников.
  • Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п. 
  • Помощь тьютора-психолога.

Результат

  • Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
  • Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
  • Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностями выбранной специальности (деятельности).

Возраст

16-18 лет | старшие классы или колледж

Описание этапа

Осмысленные знания

Цели и задачи

  • Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
  • Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
  • Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Практические и методические инструменты

Результат

  • Ученик сосредоточен на развитии качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
  • Учеба ради получения знаний, а не диплома.
  • Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.

Возраст

18-20 лет | первые — третьи курсы ВУЗа

Описание этапа

Поступая в ВУЗ, думай о том, как ты его закончишь.

Цели и задачи

Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.

Практические и методические инструменты

  • Курс «Привычки мышления».
  • Игра «Профилини» — «планировщик линий жизни (жизненных стратегий) от рождения до глубокой старости».
  • Анимационные фильмы из цикла «Калейдоскоп Профессий» для абитуриентов, студентов и выпускников.

Результат

  • Сохраняется мотивация к учебе.
  • К концу второго курса найдется оптимальный работодатель для получения практики (даже, если придется работать бесплатно).

Возраст

20-22 лет | четвертые – пятые курсы ВУЗа

Описание этапа

Практическая деятельность в образовании.

Цели и задачи

  • Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
  • Завершение образования должно совпадать с трудоустройством.

Практические и методические инструменты

Результат

  • Есть четкое представление о трудоустройстве (написание резюме, прохождение собеседований и испытательного срока).
  • По окончанию обучения происходит заранее оговоренное с работодателем трудоустройство.

Возраст

23+ | первые годы работы

Описание этапа

Умный – не тот кто много знает, а тот, кто знает границы своего знания.

Цели и задачи

  • Адаптация в трудовом коллективе.

Практические и методические инструменты

  • Рекомендации психологов, работа с коучем.
  • Притчи «Псифора».
  • Опросник-навигатор «Всеумел».

Результат

  • Успешно пройден испытательный срок.
  • Есть четкое представление о дальнейшем горизонтальном и вертикальном карьерном и профессиональном росте.

Указанный возраст условный: у одних детей этапы начинаются раньше, у других позже – разброс огромный. Важнее сами «этапы» и их последовательность.

Мудрость родителей и педагогов заключается в том, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии себя и противоположного пола (14-17) и др.


Обзор инструментов игровой профориентации по возрастным категориям (видео)


Методические этапы

В рамках УМК «Профориентация» мы последовательно проводим учеников по 3-м ключевым этапам:

Любопытство – когда с помощью занятий мы формируем устойчивое и активное любопытство к какому-то роду деятельности, сфере или даже к конкретной профессии. Любопытство выражается в искреннем интересе и желании получить дополнительную информацию. Часто любопытство к профессии вызывается просмотром и обсуждением мультсериала «Навигатум: Калейдоскоп Профессий».

Вовлечение – это этап, когда ученик уделяет большее внимание выбранной им профессиональной сфере деятельности /роду занятий/ профессии или даже специальности. На этом этапе наша задача – расширить горизонт представлений и объёмы его знаний в выбранной области; помочь соотнести и ещё раз оценить свои личные качества (компетенции) с ПВК и возможными вариантами должностных требований (инструкций) в данной профессии. Для каждой профессии (рода деятельности) разработана своя программа.

Направление – это следующий закономерный этап развития, когда мы переводим интерес ученика в практическое русло. В зависимости от выбранного направления – практическая реализация может быть очень разной. Для каких-то профессий (например, программист) – это участие в региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах. Это могут быть кружки/клубы в регионе присутствия ученика (кружок робототехники или автолюбителя). По возможности, вовлечение местных работодателей с предоставлением учебных площадок для получения практического опыта.

Есть еще важный 4 этап, который начинается позднее, но является логическим продолжением начатой работы:

Сопровождение – значимый и протяженный во времени этап тьюторской работы, когда уже молодому студенту / специалисту помогают в прохождении его образовательной, профессиональной и личностной траектории. Особенно важна помощь в преодолении основных профессиональных кризисов (кризис первого трудоустройства; кризис «потолка»; кризис профессионала и др.).


Профориентационные задачи и инструменты Навигатум по возрастам

Краткий обзор задач.

Задачи дошкольного периода

  • Создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий. В отличие от мозаичного представления о случайно выхваченных профессиях, при комплексном подходе у ребенка закладывается системная картина мира отраслей и видов деятельности – через игровой процесс, через ответы на вопросы — «почему и как». Инструмент «Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий».
  • Развитие творческого (креативного) мышления и мотивация на познание мира по дополненной системе Навигатум на основе ТРИЗ-педагогики и всестороннего развития личности («Авторский проект «Формула УМА»).
  • Ориентация на созидательные жизненные ценности. Закладка основ для развития таких качеств, как:
    • Трудолюбие.
    • Терпение.
    • Способность к сопереживанию и состраданию.
    • Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Умение принимать решения и нести за них ответственность.
    • Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).
    • Умение помогать и просить помощи.
    • Самостоятельность.
    • Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением.

 Профориентационные задачи в начальной школе

  • Завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий. Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей; понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли; понимание взаимосвязей отраслей. Инструмент «Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий», медиаматериалы «Взросляндия: жизненные навыки».
  • Формирование любопытства как начального этапа в изучении видов деятельности и профессий (последующие этапы методики: вовлечение, направление и сопровождение).
  • Подготовка и инициация процессов личностного самоопределения (для возраста 9-10 лет).

Профориентационные задачи в средних классах (5-8 классы)

  • Запуск длинного процесса прохождения этапов самоопределения, помощь и поддержка учащихся на этом пути. Инструмент УМК «Самоопределение».
  • Изучение видов деятельности и профессий с точки зрения глубокого понимания профессионально важных качеств (ПВК). Изучение ПВК профессий совпадает с изучением собственных личностных качеств и способностей и позволяет определить подходящие и неподходящие виды деятельности. Инструмент УМК «Профориентация».
  • Вовлечение – методический этап, следующий после этапа любопытства, расширяющий горизонты и знания в сферах, попавших в зону интересов (склонностей и способностей).  
  • Получение практических знаний и навыков, таких как:
    • Различие и понимание проф. терминологии и понятий. Например, отличия понятий «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности» и др. Инструмент игра «Профи плюс».
    • Понятия карьерной лестницы, горизонтальная карьера, вертикальная карьера; социальный лифт и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание устройства и иерархий в организациях разного типа: государственных, образовательных, научных, военных, производственных, коммерческих и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание основ предпринимательства и работы бизнеса. Инструмент игра «Моя компания».
  • Развитие навыков (софт скиллс), наиболее востребованных в обществе (творческое мышление; мультикультурность и других).

 Профориентационные задачи старших классов (9-11 классы)

  • Убедиться, что выбор профессии (вида деятельности), учебного профиля произошел осознанно, внутренне согласованно и непротиворечиво. Инструмент — видеоурок «Как и какую профессию выбрать».
  • Построение индивидуальной образовательной, профессиональной, личностной траектории как закономерное следствие пройденных этапов самоопределения.
  • Направление – методический этап, нацеленный на получение практического опыта и проб.
  • Формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию – как завершающий этап основной стадии самоопределения учащихся в школьном возрасте. Инструмент УМК «Профориентация» и УМК «Самоопределение».

 Профориентационные задачи в возрасте 18-24 лет

  • Основы соцадаптации – изучение 5-ти этапов трудоустройства. Инструмент «Лайфхак по трудоустройству». Тренинг-игра «Думай как эйчар».
  • Информирование и помощь в преодолении профессиональных кризисов (кризис «3-го курса», кризис «новичка» на первом рабочем месте, кризис «потолка», кризис «профессионала» и кризис «мастера» и др.). Инструмент игра «Профилини».
  • Психологическая поддержка и мотивация. Инструмент «Псифора».

Профориентационные задачи 24-55+ 

Профориентационные задачи 55+ 

Посмотрите на Карту возрастных задач по профориентации и самоопределению с гиперссылками на конкретные инструменты.


Пирамида самоопределения

Пирамида самоопределения символизирует природу и процесс личностного самоопределения подростка. В основе методики 3 постулата:

  1. Профессиональное самоопределение — это закономерный результат прохождения процесса личностного самоопределения.
  2. Личностное самоопределение — длительный процесс, зачастую болезненный для подростка и поэтому требующий сопровождения со стороны педагога. Этот процесс включает в себя набор этапов, которые нельзя пропустить или ускорить.
  3. В основе процесса личностного самоопределения — жизненные ценности, убеждения и установки, которые бессознательно закладываются в дошкольном возрасте в процессе воспитания. Большая часть усилий должна быть направлена в этом периоде на создание созидательных мотивов труда и значимых базовых личных качеств.

Следует заметить, что профориентационные цели и задачи гармонично вписаны и неразрывны с задачами личностного самоопределения на всех этапах, начиная с дошкольного, когда формируется каркас будущей картины мира и закладываются ценности и важные качества.

Подробное описание каждого этапа личностного самоопределения подростков, а также обзор методик и инструментов самоопределения можно получить на вебинарах и курсах Экспертно-консультационного центра Навигатум (edu.navigatum.ru):

  • Вебинар «Введение в личностное самоопределение»
  • Курс «Личностное самоопределение школьников: этапы, методики, инструменты»
  • Курс «Грани личности» Галины Владимировны Резапкиной

На пирамиде отображены возрастные процессы и этапы личностного и профессионального самоопределения.

Пирамида самоопределения Резапкиной-Смирнова (версия 1)

Фундаментом личностного самоопределения и его главнейшим этапом является осознанное понимание и определение своих жизненных ценностей, которые закладываются в дошкольном и начальном школьном возрасте. В этом же возрасте предопределяется направленность мотивации к самому труду (позитивная или деструктивная). Формируется основа деонтологических ценностей (этической системы человека), которая на этапах самоопределения (в средних и старших классах) становится осознанной.

На изображении ниже более поздняя версия «Пирамиды самоопределения» от Галины Владимировны Резапкиной.

Пирамида самоопределения Резапкиной-Смирнова (версия 2)

Таксономия профессий: мета-профессии, группы профессий

На современном рынке труда встречается свыше 24 000 профессий, специальностей и должностей. Но не всё, что встречается, является реально существующей профессией или специальностью.

Мета-профессия — это условное наименование профессий, объединяющих какую-либо отрасль. Например: строитель, металлург, банкир, железнодорожник, медик и так далее.


Как таковых, этих профессий не существует. Посмотрим на примере строителя:

Строительством занимаются (последовательно): инженер-геолог, геодезисты, архитекторы, экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты крана, каменщики, кровельщики, маляры, сантехники, электрики и так далее — более 30 профессий. Но среди них нет ни одного «строителя». Всё это самостоятельные профессии, в рамках которых есть свои специальности. У одного архитектора – десяток специализаций. У всех строительных профессий совершенно различный набор требований к знаниям, навыкам, компетенциям, мед. показаниям. На геодезиста учат 5 лет, на машиниста крана – 5 месяцев. А на каменщика – 5 недель и те практикой.


Точно так же не существует металлургов: есть сталевары, вальцовщики, газорезчики и так далее, но «металлургов» на заводах нет. Нет железнодорожников: есть машинисты локомотива, обходчики путей, диспетчеры, бортпроводники. Аналогично с еще несколькими десятками наиболее популярных мета-профессий.


Поэтому нельзя профориентировать на «строителя». К сожалению, школьников часто продолжают ориентировать на несуществующие профессии.

«Станешь банкиром, таможенником, железнодорожником…» — иногда такие рекомендации могут дать некачественные профориентационные тесты — это прекрасный маркер того, что ими не стоит пользоваться.


Умение школьников средних и старших классов отличать мета-профессии от настоящих профессий — относительно неплохой критерий оценки уровня профориентационной деятельности в школе.

А если к концу школы в голове у школьника мешанина из мета-профессий и мозаичных вкраплений разных специальностей — с этим стоит работать.

В Навигатум целостную картину мира отраслей и видов деятельности строит игровая развивающая среда «Взросляндия». Для более старшей аудитории мы разработали ряд профориентационных игр, помогающих разобраться, что есть что.

Кроме мета-профессий существуют группы профессий. Это группы, включающие в себя различные специальности в рамках профессии. Например, группа профессий «Врач» включает в себя свыше 120 врачебных специальностей (врач-терапевт, врач-хирург, врач-отоларинголог и т.д.). Группы профессий есть у слесарей, аппаратчиков, монтажников, даже у водителей.

Также выделяют корневые функции или, для удобства, корневые профессии. За этим названием скрывается функционал, остающийся неизменным на протяжении тысячелетий, в то время как профессии, реализующие данную функцию, меняются. Например: рикша, кучер, водитель, оператор автодрона… — названия профессий разные, а функция та же — «транспортировка грузов и людей». Подробнее о таксономии профессий мы рассказываем в материалах исследовательского проекта «Дерево эволюции профессий» или здесь


Профессии будущего: научный подход и законы развития орудий труда

Если посмотреть на историю профессий с первобытных времен, то можно определить следующую закономерность: новые профессии появлялись тогда, когда менялось орудие труда. Вместе с орудием труда часто меняется название профессии, но при этом изначальная функция остается прежней.

Посмотрим на примерах. Функция — «перемещение людей и грузов». В эпоху мускульного труда это были рикши; с появлением гужевого транспорта – кучера (частично «ямщики», но у последних были и другие функции). Автоматизированный транспорт знаком нам по водителям (переходным названием были «шоферы»). Сейчас есть беспилотный транспорт, который выполняет всё ту же древнейшую функцию. Его называют оператором беспилотного устройства (аппарата). Через какое-то время функцию операторов отдадут другим техническим устройствам (алгоритмам), а человек будет мета-оператором.

Если рассматривать ситуацию с позиции концепции «профессия — это орудие труда», то смена орудий труда означает «смерть» профессии и «рождение» новой. В функциональном плане происходит эволюция профессий и эволюция орудий труда.

В 70-х года прошлого века российский ученый-изобретатель, основатель ТРИЗ, Генрих Альтшуллер разработал законы развития технических систем, а любое механизированное орудие труда — это частный случай технической системы.

Все орудия труда, которые использует человек в своей деятельности, развиваются однонаправленно, согласно принципам и законам, описанных Альтшуллером. Визуально можно посмотреть на некоторых этапах «эволюции молотка» как орудия труда:

Законы развития орудий труда, эволюция профессий, профессии будущего

Это пример для одной строительной функции. Для других функций примеры визуальной трансформации ударного орудия будут другими. Например, в медицине молоточек становится меньше, но главный закон развития технических систем работает и здесь.

эволюция орудий труда, эволюция профессий, методика профессии будущего

От хирургического молоточка к роботу-хирургу с автоматизированным молоточком.

Чуть позже ученые расширили законы развития орудий труда для всех типов орудий труда, в том числе немеханизированных. Принципы эволюционирования нематериальных орудий труда точно также описаны в законах развития орудий труда (ЗРОТ). Таким образом, появилась возможность описывать профессии будущего, опираясь на текущий анализ орудий труда в профессии и их следующий эволюционный этап в рамках корневой функции самой профессии (а точнее, вида трудовой деятельности).

Возможно, ученые не скажут вам сегодня, как именно будет называться профессия, когда ее орудие труда в очередной раз поменяется, но могут точно сказать, как оно поменяется, и что для этого нужно (а значит и когда это произойдет). Эти знания позволяют, во-первых, определить области востребованного научного знания («прорывные» области науки, которые и изменяют орудия труда). А, во-вторых, сориентировать сегодняшних школьников, какие навыки и профессионально важные качества будут востребованы в новых профессиях с новыми орудиями труда (а именно это можно детально описать уже сегодня – на многие годы вперед).

Совместно со специалистами научного центра, которые описали законы развитий орудий труда для современных профессий и видов деятельности, мы разрабатываем практический инструмент для школьников средних и старших классов — игровой модуль «Навигатум: Профессии Будущего», в которых школьники самостоятельно освоят основные принципы трансформации орудий труда и смогут вывести свои «Карты Будущего» на основании научного подхода.


Направления трудовой деятельности (карта отраслей)

Одна из непростых задач профориентации – информирование об отраслях и профессиях. Но реалистична ли эта задача? Десятки тысяч профессий, из которых более 2,5 тысяч – наиболее востребованы (более подробно о количестве профессий здесь или на сайте нашего проекта rutrud.com).

Казалось бы, решением может являться «отраслевой подход»: если нельзя рассказать обо всех профессиях, то может можно рассказать обо всех отраслях?

В исследовательском центре Навигатум были собраны и систематизированы существующие на текущий момент отрасли – их оказалось более 1300 (на 2018 г., а в 2020 году их уже более 2000) и это число продолжает расти. Рассказать обо всех отраслях в «чистом виде» также не получится. Что можно сделать?

Мы постарались систематизировать все отрасли, в том числе и те, появление которых прогнозируется в ближайшем будущем. В результате мы выделили 30 основных направлений трудовой деятельности (НТД), которые включают в себя все сегодняшние и будущие отрасли.

Комплексное описание мира труда и профессий через системный подход по направлениям трудовой деятельности заложен в продукты Навигатум:

Также помогают сориентироваться в мире профессий обзоры рынка труда «Навигатум».


Род деятельности и Образ жизни

В основе выбора профессии лежит трудовая мотивация. Это то, что мотивирует вас на профессиональную деятельность и отвечает на вопрос о том, что является ценностью и мерилом жизненного успеха. И для каждого рода деятельности ответ будет разным.

Успех для учёного – постижение законов мироздания.
Для педагога – глаза детей, в которых загорелся огонек,
Для врача – еще одна спасенная жизнь.
Для фермера – радость получения даров природы своим трудом.
Для предпринимателя – количество заработанных им денежных средств или активов.

У каждого рода деятельности – своя шкала успеха, своя организация рабочего дня, темпа, ритма и периодичности работы.

Но есть еще более широкое понятие — образ жизни. Он включает в себя 6 основных компонентов, в том числе и то, что является мерилом успеха в жизни. 

Понятие «рода деятельности» и «образ жизни» — одни из фундаментальных в профессиональном самоопределении. 

Мы классифицировали более ста наиболее ярко выраженных родов деятельности и образов жизни, и продолжаем исследования в этой области.

В результате удалось создать модель, с помощью которой можно разобраться, из чего складывается образ жизни, и осознанно подобрать наиболее подходящий для себя. 

Также мы описали наиболее часто встречающиеся искажения, которые приводят к диссонансу внутри выбранного образа жизни. Наиболее частые из них – это несоответствие ценностей и деятельности. Например, представьте педагога, чья шкала успеха – количество заработанных денег? Или судьбу предпринимателя, который организует бизнес, а мотивируется количеством полученной славы, фолловеров и фанатов?

Для ориентации школьников мы подготовили игровой модуль «Образ жизни». Работа по этому модулю ещё более эффективна со взрослыми, опирающимися на свой жизненный опыт.


Профессионально важные качества, требования и компетенции

Каждая профессия (специальность, должность или вид деятельности) имеет трудовые функции, в рамках которых есть трудовые действия. И для реализации этих трудовых действий от сотрудника требуется набор умений (навыков), знаний и качеств.

Всё вместе это называется профессионально важными требованиями (ПВТ). Они включают в себя:

  1. Набор необходимых профессионально важных качеств, которые в свою очередь делятся на 5 основных групп.
  2. Психологические особенности и свойства сотрудника (например, тип нервной деятельности).
  3. Состояние здоровья и медицинские противопоказания.
  4. Ценностно-смысловые установки, мотивы и направленность личности.

В средних классах мы изучаем требования различных профессий и должностей к профессионально важным качествам, медицинским показаниям.  

Группы профессионально важных качеств (ПВК)

Выделяется пять основных групп ПВК:

  • Телесная группа качеств — к ним относятся физическая сила, выносливость, моторика, координация, глазомер, слух и так далее.
  • Психофизические качества — к этой группе относится внимательность, наблюдательность, способности к концентрации внимания и работе в одиночестве, и многие другие.
  • Коммуникативная группа — в ней оцениваются навыки коммуникации, культура речи, навыки активного слушания и понимания. К этой группе относят эмпатию и эмоциональный интеллект (способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями).
  • Когнитивная группа — она включает больше десятка разновидностей мышления, наиболее чаще задействованные в различных видах трудовой деятельности, все виды и типы памяти, чувство юмора, гибкость / ригидность мышления и другие.
  • Творческая группа — это потребность в творческой самореализации и способность к ее осуществлению (в той или иной сфере), эстетические потребности и способности, и другое.

Всего существует более 2000 профессионально важных качеств, встречаемых в различных профессиях. Однако в описании подавляющего большинства профессий наиболее часто встречается упоминание 300 качеств, из которых 60 наиболее частых. Эти качества мы выделяем и отдельно изучаем со школьниками по программе личностного самоопределения.

Компетенции

Компетентностный подход, который пришел к нам из зарубежной культуры, чаще всего представлен в виде «списка востребованных soft skills», которые предлагаются школьникам и взрослым для обязательного освоения.

Сами по себе указанные компетенции представляют собой взаимосвязанные наборы атомарных и сложносоставных профессионально важных качеств, входящие в пять основных групп.

Специалисты Центра научных исследований подробно описали формулу каждой компетенции и составили инструменты и методики их измерения и оценки. Подробное описание можно прочитать в методике проекта «Профпробы-360» или в научной статье «Цифровизация профессионально важных требований» (А. Ю. Смирнов).

Формула профессии

Описание требуемых профессионально важных качеств часто встречается в профессиограммах или иных описаниях профессий. К сожалению, предлагаемая информация о качествах чаще всего становится неинформативной по двум классическим ошибкам:

  • В перечне качеств не выделяется, какие из них являются критически необходимыми, а какие являются дополняющими, второстепенными.
  • В указании качеств не описывается требуемая степень выраженности качества или другими словами уровень владения качеством. А ведь в различных профессиях, где требуется одно и то же качество, необходимый уровень владения будет разным.

Со школьниками средних и старших классов мы обсуждаем требуемые в ней профессионально важные качества по следующей формуле*:

  • Критически необходимые качества — это такие качества, без которых невозможно выполнение поставленной задачи.  Как правило, их не так много у профессии, но тем они значимее.
  • Оптимизирующие качества — это такие качества, наличие которых упрощает выполнение задачи (ее можно выполнить быстрее или легче), но при этом они не заменяют собой критически необходимые качества.
  • Антикачества — это качества, явно выраженное наличие которых может существенно затруднять или делать невозможным выполнения задачи. При этом эти качества могут быть критически необходимыми в другой профессии.

И для каждого качества мы определяем требуемый уровень. В средних классах, при общем знакомстве с качествами и профессиями, мы ограничиваемся редуцированным подходом «низкое – среднее – высокое», а со старшеклассниками, всерьез изучающими свою будущую профессию (профессии и должности), мы разделяем уровень качества по 7-бальной шкале.  

* В методике профессионального измерения качеств используется более сложная формула с учетом «акметических качеств», которые позволяют достичь вершин профессионализма (акме), а сами качества объединены набором корреляционных индикаторов, позволяющих определить уровень согласованности качеств соискателя. Подробнее в методике измерения ПВТ.

Понимание профессионально важных качеств и требований существенно помогает подросткам осознать собственные задатки и склонности и развивать их. В проекте «Из-ай» и «Профпробы-360» мы создаем тренажеры, способные как диагностировать задатки и склонности, так и развивать их до уровня способностей и талантов.


Как менялась формула выбора профессии

Интересно посмотреть, как менялась формула выбора профессии на протяжении истории человечества:

  • Во времена верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, люди занимались охотой и собирательством, врачевали раны, создавали орудия труда (крючки, копья), украшения. Однако каждый участник племени умел делать то же, что и все остальные: разделения труда не было, а значит не было и профессий.
  • Начиная с ~10 000 лет до н.э. первобытные племена постепенно приходят к оседлому образу жизни. Начинается расцвет земледелия, чуть позже — животноводства, при этом происходит самое главное – разделение труда. Это начало появления родов деятельности (будущих профессий). И в эти времена действует самая разумная формула выбора: делай то, что получается лучше всего (к чему душа лежит).
  • Немногим позже, с появлением первых государств, становлением царей (бывшие вожди), жрецов (шаманов), возникает понятие частной собственности, и вместе с разделением профессий формируется классовое неравенство. И формула выбора профессии меняется. Профессии распределяются по сословиям, переход между которыми начинает затрудняться.
  • Уже где-то к 4000 году до н.э. существуют многие из известных сегодня профессий и должностей, среди которых чиновники, бухгалтеры, банкиры (менялы и кредиторы), юристы, инженеры, металлурги, строители, почтальоны, ученые, педагоги, актеры, музыканты, земледельцы, животноводы, бортники, повара, горничные, торговцы, негоцианты (оптовые торговцы-международники), парикмахеры, ремесленники, банщики, портные, обувщики, могильщики, охранники, военные, горняки, лесники, врачи (травники, костоправы), моряки, сборщики налогов, спортсмены, … Но всё это пока скорее род деятельности, чем профессия в современном понимании.
  • Однако начинаются темные времена средневековья. Вместе с падением грамотности, ужесточается формула выбора, который становится возможен только в рамках сословия. Родился крестьянином — им и будешь. Развивается «династийный подход» — профессия передается от отца к сыну вместе с профессиональными секретами. Так появляются династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников. 
Формула выбора профессии сословная
Формула выбора профессии династийная

История появления профессий и их трансформации была исследована в проекте «Дерево эволюции профессий» и рассказывается в VR-приложении «Профессии этой реальности».

Эпоха Возрождения поощрила первых нарушителей этой формулы, а чуть позже демографический рост способствовал началу Промышленной революции, окончательно поменявшей формулу. В эту эпоху появляются профессии в привычном нам понимании. На смену ручному труду пришла паровая машина, и 90% работников мануфактур временно оказались без работы. Перед ними маячили непонятные «профессии будущего», пугающие новыми компетенциями – например, умением работать на громоздких и необъяснимых станках. Недовольные новыми технологиями работники – луддиты – пытались противостоять, но безуспешно. Прогресс не остановился. А число новых производств росло (вместе с населением планеты), и проблем с трудоустройством не было — были проблемы с правами трудящихся.

Происходило расширение класса рабочих. Смена орудий труда породила множество новых профессий (а если точнее – то трансформировало старые). В начале ХХ века стала популярной формула Хочу-Могу-Надо.

Формула выбора профессии хочу могу надо

Однако позже и эта формула полностью дискредитировала себя. Небольшой пример: в 90-х годах все телеканалы и газеты взахлеб описывали, как страна нуждается в экономистах и юристах. Массовый спрос породил тысячу факультетов по всей стране. Из которых «вылупились» миллионы юристов и финансистов. Они прекрасно подают кофе в Макдональдсе или успешно работают не по полученной специальности, но до сих пор, в третьем десятилетии 21 века, хороший юрист или финансист – на вес золота.

Также формула Хочу-Могу-Надо плохо применима в профориентации школьников. Чтобы ею воспользоваться, нужны социальный опыт, багаж своего «могу» и реалистичное представление о том, из чего выбираются «хочу».

Новый вид старой формулы «Хочу-Могу-Надо»

Поэтому современные школьники очень удачно эту формулу модернизировали:

  • «Хочу» — заменилось на «мне нравится»;
  • «Могу» — осталось тем же, но с небольшим нюансом – «смогу»;
  • «Надо» — стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).

Практической реализацией формулы стало составление списков с Не. Если описывать, что Не нравится, что НЕ получается и что точно НЕ будете делать ни за какие деньги – так становится гораздо легче найти то, что остаётся.

Формула выбора профессии не хочу не могу не буду

Из опыта работы Навигатум в 2013-2016 годах: у школьника в процессе осмысления своих «НЕТ» часто появляется однозначный ответ про своё «ДА».


Современная формула выбора профессии

Движемся дальше. В 21 веке появляется понимание, что:

1) Формулы выбора, которые подходят для профориентации взрослых, не эффективны в выборе своего пути у школьников.
2) В выборе профессии важным фактором становится мотивация и ценности, внутреннее соответствие выбранному «образу жизни». 
3) Более важно найти не «одну единственную идеальную» профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу или неудовлетворенности.  

Формула выбора профессии помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор. 

Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.

Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:

  • Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
  • Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья. 
  • Собственной системой ценностей и ценностями рабочего коллектива в конкретной организации. 

Как это работает? На примере соответствия требования профессий к личным качествам:   

Формула соответствия профессионально важных качеств и личных

У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.

Точно так же у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты

➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают — это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.

➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия — логист, человек — интроверт с неразвитой коммуникабельностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.

➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам — он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.

Аналогично по отношению к психологическим особенностям (например, темпераменту) и к медицинским противопоказаниям.

Кроме этого, стоит уделить большее внимание анализу образа жизни и методике примерки образа жизни на себя.


Формула выбора профессии (видео)

Как использовать?

Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс».

С помощью теста «Профитип плюс» Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий). Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить «проблемные» зоны.  Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей. 

Можно также воспользоваться готовым инструментом — опросником-навигатором «Всеумел». Его основой является Атлас современных профессий, специальностей и должностей.

В формировании портрета профессии и опросника использовался следующий алгоритм:

Системная реализация формулы выбора профессии представлена в диагностическом комплексе «Профпробы-360», который с помощью «диагностики действием» замеряет и сравнивает все важные качества пользователя со всеми профессиями сегодняшнего рынка труда. Дополнительно в комплексе «Профпробы-360» можно учесть медицинские противопоказания, а также ценностно-смысловые установки и мотивы труда.


Идеология и миссия Навигатум

Мы активно боремся и выступаем против традиционной ориентации на триаду «деньги-власть-карьера», которая является основной мотивацией во многих компаниях, в социальных и государственных институтах. Чтобы эти компании и корпорации могли выжить, им необходимо конкурировать и победить в этой конкуренции. Это значит, что они требуют от своих сотрудников точно так же конкурировать друг с другом и с потенциальными сотрудниками конкурентов. Эта бессмысленная гонка конкуренций заполняет жизни сотрудников, подменяет смысл жизни.

Молодые люди, попадая в подобную среду, начинают жить в парадигме стремления заработать «все» деньги, получить «всю» славу… часто не понимая, что это даже технически невозможно. Для них закрываются многие пути самореализации, в которых деньги-власть-слава не занимают первое место.

Мы стараемся приложить усилия, чтобы каждый человек смог самореализоваться с опорой на такие ценности, как творчество и служение обществу.

Мы системно работаем над минимизацией негативного влияния социокультурных факторов, влияющих на профессиональный выбор и профессиональную самореализацию (подробнее см. исследовательскую работу «Социокультурные факторы в профориентации» авт. Смирнов А.Ю.).


Экспертно-консультационный центр Навигатум

ekcz navigatum 1

Приглашаем Вас получить более подробные знания на бесплатных вебинарах и платных курсах для специалистов. Подробная информация на сайте edu.navigatum.ru.

Наверх