8 (800) 555-41-04
office@navigatum.ru
Заказать звонок
ИГРОВЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ  (СТАТЬИ)

 

Общее описание проекта "НАВИГАТУМ: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ. Методические и практические инструменты" (открывается отдельный pdf файл. много букв...).

 

Описание "ИДЕАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ" (этапы, цели, инструменты, результат) - сводная таблица. 

 

Статья "Профориентация без самоопределения - деньги на ветер" на образовательном медиа-проекте Newtonew (автор Смирнов А.Ю.)

 

Блог с методическими и бесплатными дидактическими материалами по профориентации на ПЕДОСОВЕТЕ.

 

Статья "7 мин замедленного действия в профориентации молодежи" (автор Смирнов А.Ю.)

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Для прочтения - кликните мышкой по заголовку 

 

 

Почему игровая форма подачи материала самая удобная?

  • Игра снимает внутреннее сопротивление подростка, что «сейчас его начнут к чему-то принуждать и что-то навязывать». Снимаются барьеры неприятия «мне это не надо».
  • Обсуждая игровых персонажей, мы проецируем на них проблемные области школьника, его неопределённость, незнания, а также  заблуждения и стереотипы, связанные с  выбором профессии и знаниями о них. Снимается барьер «это не про меня».
  • Ученику проще сделать выбор: между дополнительным уроком (занятием) или дополнительным развлечением (игрой, просмотром мультфильмов и комиксов).
  • Интерактивность: диалог. Педагог и школьники смотрят новый для них материал и обсуждают его на равных.

 

 

 

В чем преимущества мультфильма «Калейдоскоп Профессий»?

  1. Про себя смотреть интересно. Герои проекта – такие же тинэйджеры, как сами зрители.
  2. Юмор. «А как я узнаю о работе хирурга? Разве что под наркозом в больнице…». Наши персонажи шутят, но шутки встроены в контекст и не являются самоцелью, как и свойственно хорошему юмору.
  3. Живой натуральный язык – достоверность материала. «Не, ну чё, нормальная такая профессия. А скока платят?».
  4. Честные вопросы, под которые попадает и обсуждение престижности профессии, её карьерные и финансовые перспективы, сложность и сроки получения, востребованность на рынке.

 

 

 

Один материал – различные возрастные группы (о пользе методического материала)

Хороший мультфильм – он как притча. Притчу можно одинаково рассказывать как для молодого, так и для опытного человека, и каждый найдёт в ней что-то полезное для себя.  Мультфильмы «Калейдоскоп Профессий», как и притча, это хорошая подводка для будущего обсуждения.

 

Мультфильм задаёт тему и приближает нас к сути. А для полноценного раскрытия темы мы приготовили методические рекомендации для проведения урока. Методические рекомендации адресованы трём возрастным категориям:

  • Младшие классы (с 1-го по 4-й);
  • Средние классы (с 5-го по 8-й);
  • Старшие классы (9-й – 11-й классы).

 

 В методичке даны конкретные открытые и закрытые вопросы для учащихся и темы для свободных обсуждений и дискуссий с педагогом; предлагается небольшая игра на закрепление материала.

 

Вопросы и темы в методичке – это  не мёртвые вопросы, написанные один раз и для всех детей. Мы запустили программу по обмену опытом у педагогов, пользующихся нашим материалом. Обмениваемся вопросами, усовершенствуем их. Группируем вопросы по уровню подготовленности детей, а не только по возрастным категориям. Мы встречали такие уникальные учебные учреждения, где детки из второго класса имеют большее понимание в мире профессий, чем десятиклассники других школ (студия при Белгородском гос. университете).

 

Также наши методические материалы включают в себя общие принципы и рекомендации для педагога, задавая цели и задачи. В общем, для начинающих специалистов по профориентации они могут быть весьма полезны.

 

 

 

Мультсериал «Калейдоскоп Профессий» (сюжет и серии)  

Вкратце сюжет такой. Два брата Дотошкины, Димка – тинэйджер 10-12 лет, и старший брат Алексей, учащийся ВУЗа, целенаправленно знакомятся с различными профессиями, чтобы помочь Димке определиться и ответить на вопрос «Кем стать». Алексей подрабатывает разносчиком пиццы и благодаря этому у него есть уникальный доступ ко всем профессиям: от судьи и дипломата до автослесаря и строителя.

 

Со многими профессиями Димка знакомится не просто так, а попадая в ситуацию, где без этих профессий не обойтись. Как нормальный пацан средних лет, Димка не мог не познакомиться с работой полиции и судьи. Недовольство футбольным матчем, увиденным по телевизору, привело братьев к тренеру. Попытки сэкономить на покупках в Интернете – к деятельности логиста.

 

Уже рассматривается более 60-ти профессий и мы только в начале списка. Среди популярных профессий мы посвятили серию так называемым анти-профессиям. Например, деятельности профессиональных преступников, хакеров, террористов, пиратов и даже чиновников-коррупционеров. Объясняя, почему эти профессии не перспективные.

 

Кроме самих профессий мы уделяем внимание  общим трудовым темам: «что такое социальный лифт», «зачем надо строить карьеру», «горизонтальная и вертикальная карьеры», «как устроена пенсионная система» (в серии «профессия  пенсионер»), про должности и статусы (серия «президент и вице-президент»),  про роды занятий (серия «учёный»), «как работает центр занятости населения» и много других.

 

 

 

О принципах и особенностях мультсериала

  1. Вся история показывается глазами тинэйджера Димки. Выясняя подробности о профессии, мы задаём те же самые вопросы, которые задали бы 9 из 10 подростков. Конечно, мы не забываем ответить и на те вопросы, которые подростки сами не зададут, а задуматься о них им бы стоило. 
  2. Мы говорим правду, отвечая на вопросы о престижности, о доходах, о востребованности работы. Мы рассказываем о том, какие рабочие специальности прокормят, а какие «романтические» профессии не очень востребованы. Мы разбиваем стереотипы о том, что «галстук одел, за компьютером сидишь – и ты Менеджер!». И про «хочу работать чиновником в гос.корпорации» тоже режем правду-матку.
  3. В каждой серии о профессии мы стараемся без лишних слов, а за счёт сюжета и картинки показать, чем же занимается представитель данной профессии, с кем коммуникатирует, какими знаниями и навыками должен обладать, где можно выучиться на профессию, насколько она востребована. Где необходимо, говорим про противопоказания. Какую-то очевидную информацию стараемся переместить в методический материал для обсуждения мультфильма.
  4. Хотя наш персонаж Димка позволяет жаргонизмы и «чоканье» в кадре, старшие товарищи время от время поправляют его и напоминают, что «грамотная речь – залог успеха».
  5. Иногда более явно, иногда аллюзивно, но постоянно мы подчёркиваем необходимость ОСОЗНАННОГО выбора профессии и через это мы переходим к мысли о мотивации к осознанному обучению. Что учиться надо не на автомате, ради спокойствия родителей, а для самого себя, зная, что эти знания потребуются в достижении своих профессиональных планов. Тема мотивации к учёбе у нас сквозная и прослеживается в других наших развивающих мультфильмах и проектах.

 

 

 

Как выжать из мультфильма максимум?

Как уже было написано выше в тезисе «один материал – разные возрастные группы», мультфильм это подводка, повод для обсуждения. Основной образовательный момент происходит в последующем обсуждении просмотренного материала. Если присутствует педагог, то с помощью нашей методички и собственного опыта он зафиксирует основные мысли и выводы.

 

Но что делать, если педагога рядом нет?

 

Для этого мы создали программный продукт, с помощью которого учащийся сможет посмотреть нужную серию мультфильма, а после чего ответить на ряд вопросов на понимание и усвоение материала. В зависимости от выбранных настроек можно получить итоговое резюме, по которому будут оценены правильные и неправильные ответы и даны рекомендации по данном ученику, а можно сразу же в процессе ответов получать подсказки и уточнения.  

 

Также данное программное обеспечение позволяет провести групповые занятия – если изображение выводится на общий экран. После просмотра также появляются вопросы и варианты ответов. После группового обсуждения вопроса модератор (или один из учеников, назначенный ответственным) делает выбор и проверяет ответ на правильность.

 

Перед тем как отвечать на вопросы выбирается их уровень сложности (в зависимости от возрастной категории учащихся и их уровня проф.подготовки).

 

Использование данного программного обеспечения позволяет проводить уроки по профориентации имеющимися силами, без специалистов по профориентации. Например, родителями или классным учителем.

 

 

 

Комикс. Как лучше использовать?   

 

Комикс – универсальный инструмент для проведения занятий по профориентации, когда нет технической возможности для просмотра мультфильма или использования программного обеспечения или когда надо за одно занятие охватить как можно больше различных специальностей.

 

Есть несколько форм комиксов:  

  • По одному на каждую профессию. Тогда можно формировать профессии в соответствии с каким-либо признаком: например по Климову (человек-человек, человек-техника и тд), или выбрать все модные профессии, или только рабочие специальности, или разгруппировать по отраслям (например, строительство) или процессам: например, все специальности автомобильного завода.
  • Комикс в виде готовой книжки. Здесь уже готовые наборы профессий. После каждой профессии сразу присутствуют проверочные вопросы на понимание и усвоение, а также темы для дискуссий. Ответы на проверочные вопросы – в конце книжки.

 

В каждом комиксе содержится профессиограмма, категория профессии по Е. Климову (человек-человек и тп), по требованию некоторых учреждений мы добавляем информацию, какие предметы из ЕГЭ необходимы для данной профессии и где в регионе учат на эту специальность.

 

Для каждого комикса разработана своя методичка с набором вопросов для средних и старших классов.

 

Большой популярностью комиксы пользуются у педагогов из младших классов. Второклассники учатся читать по этим комиксам. В версиях для младшеньких сокращено количество слов, убранные сложные слова, используется более крупный шрифт. Ну и разумеется присутствуют иллюстрированные вопросы по профориентации, содержащие игровой элемент (найти различие, или по ниточке в клубке найти правильный ответ и так далее).

 

 

 

Настольная многопользовательская игра. Как получать удовольствие от скучной и нудной информации?       

Первая наша игра вышла по очень сложной и непростой теме: «трудовые права несовершеннолетних». Тема, признаемся, очень нудная, сложная, требующая понимания и запоминания большого объёма сухой информации.

 

Можно, конечно, рассказать, почему при устройстве на работу необходимо заключать трудовой договор. Но какие должны быть в обязательном порядке пункты этого договора – это не запомнит не то что ребёнок, а даже взрослый. Если, конечно, он не играл в нашу игру «Работа на каникулах».

 

Кто их подростков не хотел бы заработать пару тысяч на каникулах? В нашей игре дети с удовольствием погружаются в мир трудовых прав. И теряют деньги при неправильно заключённом договоре; теряют здоровье и баллы при неверно выбранном трудовом распорядке. Лишаются накопленного при выборе запрещённых для несовершеннолетних специальностей. А на карте с игрой, между прочим, находится большая красная коробка с призом внутри для команды победителя, которая заработает больше всех денег, баллов и сохранит здоровье. При такой мотивации, коллективном обсуждении, конкуренции со стороны других команд – к концу игры, за один сорокаминутный урок, учащийся уже лучше всех нас знает ключевые аспекты трудового законодательства и почти без ошибок пройдёт финальную викторину на осознанное понимание. При этом в игре практически не используется никаких советов и подсказок. Знания приобретаются эмпирическим путём в игровом процессе.

 

Настольная игра выпущена на базе аналогичной компьютерной игры, которая была создана совместно с Центром занятости населения г. Краснодара, к слову,  одним из самых прогрессивных Центров занятости в России.

          

 

 

Ролевые настольные игры. Взрослые тренинги для школьников         

Сейчас мы активно занимаемся упаковкой сложной игры, разрабатываемой нашими специалистами. Это ролевая игра, в которой учащиеся примеривают на себя роли конкретных профессий. Чтобы разобраться в профессии, надо побывать и в роли требовательного заказчика, и сурового шефа, и конкурента-коллеги. Для некоторых профессий нужны навыки командной работы (как у футболистов, например), где итоговый результат зависит от слаженной работы всех участников.

 

В игре, кроме ролевых отношений, затрагиваются процессы выбора работы, приёма на работу (резюме, собеседования), обучения и первых рабочих дней.

 

Ролевая игра о профессиях - это самая интересная игра, так как в процессе самой игры придумывается и создаётся всегда что-то новое. Каждая игра – даже с одними и теми же участниками – не похожа на любую другую, настолько сильно влияние творческого, креативного процесса во время игры.

 

Сейчас мы работаем над стимулами для игроков, но в большинстве случаев это ненужно, сама игра, новые роли, которыми обмениваются участники, сам игровой процесс доставляет столько эмоций, что заменяет любые другие стимулы. Другая сторона медали: очень сильные эмоции, не все учащиеся с ними справляются, в итоге много девичьих слёз и суровых мужских обид, когда школьники сталкиваются с реалиями трудовых взаимоотношений.

 

И конечно, такая игра очень сильно зависит от модератора.  Это должен быть опытный педагог, которой уже подготовил школьников, провёл с ними хорошую проф.подготовку и может перевести их на новый уровень.

 

Одним из моментов игры является работа со стереотипом, что после получения профессии, молодому специалисту уже все заранее «должны», он рассчитывает получать зарплату сразу под 100 тысяч и не готов к напряжённым, активным действиям. Он не понимает мотивацию своего начальства, коллег, заказчиков. Не отражает, как рыночные механизмы влияют на его заработок, востребованность, место в коллективе. Он не готов к предъявляемым требованиям к его компетенциям, навыкам и знаниям. Вызывает удивление и непонимание, почему, казалось бы к простым рабочим профессиям, вдруг предъявляется необходимость в английском языке, наличие кросс-знания по смежным специальностям, готовность учиться и работать 24 часа в сутки.

 

Одно из достижений нашей ролевой игры – это возможность на практике показать корреляцию между абстрактными знаниями, получаемыми на школьных предметах (география, история, геометрия, физика, химия и тп) – с достижениями и результатами труда в конкретной работе. Как география и математика помогают успешной работе логиста? Как хороший менеджер использует историю и литературу?

 

После нашей ролевой игры школьники начинают по-новому относится к учёбе: у них возникает понимание, как школьные знания коррелируют с будущей работой и появляется осознанная мотивация к учёбе.

 

Мы планируем проводить семинары по данной ролевой игре и предлагать внедрять её на специальных курсах в учебных учреждениях.

 

 

 

Компьютерная игра. Новый стандарт тестирования: оценка на основании поведенческих стратегий игрока    

Представьте себе: вы управляете большим краном, участвуете в строительстве дома. И вот на тебе, досадное недоразумение. Балку, которую надо опустить, некуда ставить: бригадир там развёл непонятную деятельность.  Можно переключиться и принять участие в дискуссии, а можно начать строить в одиночку в другом месте. Решение можно принять сразу, а можно порыться в подсказках. При самом строительстве есть несколько методов: простой-лёгкий, ориентированный на быстрый результат. Метод более сложный, требующий предварительного расчёта.  И метод, при котором сам процесс значительно увлекательнее, чем результат. И такой выбор практически в каждом эпизоде игры, для каждой выбранной профессии. Вам постоянно приходится выбирать ту или иную стратегию (параллельно осваивая одну из профессий).

 

Но выбор в игре не остаётся не замеченным. Программное обеспечение учитывает множество факторов, перепроверяя их, и оценивая личность Игрока по его поведенческим стратегиям.

 

Не претендуя на 100%-ную истину, но учитывая множество параметров, происходит оценка (по 10 бальной шкале) следующих параметров личности Игрока: 

  • интроверт- экстраверт;
  • процессник-результативник;
  • гуманитарий-технарь;
  • к каким типам профессией большая склонность (по Климову: человек-человек, человек-техник и тп).

 

Также происходит оценка, насколько Игрок разобрался в понимании сути данной профессии.

 

 

 

Калейдоскоп для самых маленьких      

Традиционной продукцией для малышни от 2-х до 4-х лет стали стихотворения о профессиях. Более 50-ти самых разных профессий, составленных по принципу: что ребёнок видит и слышит вокруг себя: кто-то сверлит за стенкой, на улице «дяди» ездят на больших и маленьких машинках, «тётя продавец» продаёт еду и игрушки, в воздухе летают самолёты, рядом ходят поезда и так далее более 50-ти разных профессий.

 

На каждый стишок-песенку создаётся мультфильм и раскраска. Основное наше отличие: у нас современный подход к профессиям, с появлением новых гаджетов и устройств и избавлением от архаизмов.

 

Для детей от 4х и до 7-ми лет предлагается чудесная песня «Все профессии нужны, все профессии важны», которая отражает мир с большим количеством самых разных профессий и рефреном идёт главная мысль: рано или поздно надо выбрать свою профессию, которая будет по душе.

 

Кроме песенок-мультфильмов и раскрасок разрабатываются приложения для мобильных устройств, где ребёнок может самостоятельно «оживить» любую профессию и вместе с ней выполнить её элементарную функцию. Число профессий и сложность игр постепенно растёт.

 

 

 

Атлас новых профессий  

Как Вы наверное знаете, Агентство стратегических инициатив выпустило «Атлас новых профессий», который отвечает на вопрос: какие новые профессии появятся, а какие исчезнут к 2020-му году.

 

«Навигатум: Калейдоскоп Профессий» не смог остаться в стороне и мы занялись созданием серий о специальностях будущего, среди которых: сити-фермер, ИТ-проповедник,  консультант по здоровой старости, игромастер и другие.

 

Но самое главное в выпуске о новых профессиях – это заложенная новая парадигма безостановочного образовательного процесса. Мир меняется очень быстро, несоизмеримо быстрее, чем он менялся 20 лет назад или 40. И в будущем новые профессии будут появляться ещё стремительнее, а многие будут устаревать до того, как закончится 5-ти летний курс обучения, поэтому детям нового поколения уже не грозит отучиться и забыть про учёбу: им придётся привыкать учиться всю жизнь. Совсем другие навыки и компетенции будет требовать меняющий мир и чтобы управлять им, придётся начать с себя. Об этом наши новые серии.

 

С уважением,
Продюсер проекта
Антон Юрьевич Смирнов 

МАРТ 2014 

 

 

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Почему мы занимаемся профориентацией?

  

Проект «Калейдоскоп Профессий» - не первый наш проект для детей. Мы уже имеем многолетний опыт создания образовательных мультфильмов. Несколько лет назад мы выпустили серию развивающих мультфильмов на подобие «Почемучек» (Почему небо голубое? Почему кажется, что у машин колеса крутятся назад? Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? и так далее). В наших почемучках мы предложили новую концепцию ответов. Мы считаем, что незачем пичкать детей фактами, словно они ходячие энциклопедии. Эрудиция полезна, но она не учит людей ДУМАТЬ,  МЫСЛИТЬ. От того, что вы узнаете факт, что у белого медведя цвет волос не белый, а прозрачный - процесс мышления не начнётся, а нас интересовало с помощью мультфильмов разбудить именно мыслительные процессы. Поэтому в своих мультфильмах мы, через эти почемучные вопросы, учились вместе с детьми РАЗМЫШЛЯТЬ и задаваться новыми вопросами.

 

После мультфильмов, развивающих интеллект и способности мышления, мы перешли к разработке нового масштабного образовательного проекта, перейдя от однонаправленного к системному развитию личности ребенка. Этот проект затрагивает сразу несколько сфер развития:

  • Развитие эмоционального интеллекта: замечать и понимать свои и чужие эмоции; уметь отделять роли во взаимоотношениях; осознанно подойти к пониманию таких сложных тем, как дружба, любовь. Изучаем основы конфликтологии. Затрагиваем тему взаимоотношений детей и родителей. В общем, готовим детей к настоящей взрослой жизни без походов к психиатрам.

  • Этика и мораль. Все мы знаем, что у поколения 90-х были расшатаны моральные ценности. Понятия родина, честь, достоинство, дружба – несколько обесценились. Смогут ли их дети, новое поколение, обрести четкие моральные ценности? Без чёткой нравственной шкалы ребёнку (да и любому человеку) очень сложно принимать непростые решения в своей жизни. Что такое хорошо и что такое плохо – должно быть определено, чтобы на эти понятия можно было опираться и строить свою жизнь.

  • Эстетика. Способность отличать талантливое от бездарного, красивое от некрасивого. Живопись, музыка, искусство – всё это неотъемлемая часть развития гармоничной личности. (Сухомлинский: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»).

  • Здоровый образ жизни. В эту тему входит: гигиена; правильное питание; формирование силы воли; правила распорядка дня; дисциплина; вредные и полезные привычки; тайм-менеджмент; работа с приоритетами. Ребёнок – создание гибкое. Вовремя заложенная информация и правильная мотивация творят чудеса.

 

«Калейдоскоп Профессий» - часть этого масштабного образовательного проекта.

 

Решая вопросы профориентирования детей, мы, на самом деле, решаем гораздо более сложную задачу. Профориентация – это выработка осознанного подхода к выбору профессии. То есть к тому, чем человек будет заниматься основную часть своей жизни. И когда школьник начинает понимать, что выбор профессии – вопрос действительно очень важный и ответственный, то следующим шагом для него становится открытие важности и ответственности всего учебного процесса в школе. Он наконец-то понимает, зачем он вообще учится в школе. Самостоятельно осознаёт, какие именно предметы и почему ему нужно изучать больше других. К каким экзаменам готовиться. Так формируется настоящая мотивация к учёбе.

 

Именно так мы и оцениваем эффективность нашего проекта. Если отношение к учёбе изменилось – мы на правильном пути в вопросе профориентирования.

 

 

Опыт работы. Отзывы. Результаты   

 

О нашем опыте работы с «Калейдоскопом» можно рассказывать бесконечно, потому что, во-первых, мы сами работаем с детьми, а, во-вторых, проекту уже несколько лет (он начался в далёком 2011-м году) и мы накопили большой уникальный опыт.

 

Каждый наш новый мультфильм мы тестируем в наших подшефных детских домах и школах, и нам много раз приходилось после этих тестов переделывать мультфильм, вносить в него большие или маленькие правки, а иногда даже создавать всё заново.

 

Основное тестирование нашего продукта проходит в трёх регионах. Наиболее масштабно охвачен Краснодарский край – благодаря очень сильному и креативному Центру занятости города Краснодара. Именно они поддержали наш проект и их финансовая помощь нас сильно продвинула. Наверное, благодаря Краснодарскому ЦЗН и нашей команды разработчиков, в Краснодаре не осталось школ, которые бы не были знакомы с мультфильмом, а дети нашего подшефного краснодарского детского дома имеют удовольствие смотреть многочисленные версии одного и того же мультфильма по нескольку раз. UPDATE-2015: В настоящее время тестирование проводится практически по всей России, подключаются всё новые педагоги и школьные психологи, а также экспериментальные образовательные площадки.

 

 

По каким критериям мы оцениваем мультфильм?

 

Как производители анимации, мы смотрим за вниманием детей во время просмотра. Как только они начинают ёрзать и отвлекаться, это значит -  надо вносить изменения в саму анимацию, разбавлять диалоги действием и движением.

 

Как разработчики профориентационного материала, мы обращаем внимание совершенно на другое: во-первых, что изменилось после просмотра, а во-вторых, какие именно вопросы задавали дети.

 

Технически это происходит следующим образом: до начала показа мы проводим блиц-опрос по теме мультфильма. Например, профессия копирайтер. Дети нам рассказывают, причём очень убеждённо, что тут всё понятно: «копирайтеры - это те, кто работают с копировальной техникой». Вообще, дети уверенно придумывают кучу удивительных подробностей вроде того, что «логисты учатся в логистических институтах», а «копировальщики – в копировальных училищах». «Кинологи снимают кино», «провизоры занимаются провизией, но иногда делают ревизию». «Лучшая профессия – это директор, но работать надо только в гос. корпорациях».  И так далее, в зависимости от класса, но, чем старше, тем смешнее и грустнее. Иногда эти цитаты мы используем в сценариях мультфильмов.

 

Сразу после просмотра, мы по второму кругу задаём те же самые вопросы. Если ответы по-прежнему на уровне «системный администратор – это как программист, но только умнее», значит серия идёт в переработку. А вот если начинаются встречные вопросы, свидетельствующие о понимании; вопросы конкретные, переходящие от базовых знаний о профессии к её сути – значит мы попали в цель и свою задачу выполнили.  Вообще, наша задача – не сам мультфильм, а проведённый методический урок на базе мультфильма. Ведь освоение материала, его понимание, запоминание и способность практического применения знаний происходят после коллективного обсуждения мультфильма с педагогом (или модератором), который вёл урок, давал нужные комментарии и задавал каверзные вопросы. Всё-таки обучение - процесс интерактивный.

 

Кроме Краснодара мы проводим занятия в детских домах Свердловской области (интернатах) и в нескольких школах в Калининграде и Калининградской области – там мы работаем и со старшеклассниками, и с младшеклассниками. На сайте у нас есть фотографии с процессов обучения.

 

Кроме обычных школьников мы работаем с особыми группами детей и достигли очень позитивных результатов. Особые группы у нас такие: во-первых, это дети с задержками в развитии, так называемые коррекционные школы-интернаты 8-го вида. Работая с ними, мы видоизменили мультфильм: укоротили мультфильмы до 3х минут и сделали чуть меньше слов и чуть медленнее ритм. Это сработало следующим образом: если раньше эти дети просто смотрели мультфильм, для них это было развлечением, переключением. Модернизированный мультфильм – дал другой толчок. Его понимали. Дети после него играли в поваров, в какие-то другие рабочие специальности, которые мы показывали. Педагоги были счастливы. Мы тоже.

 

Вторая наша победа – это работа со сложными подростками, имеющими проблемы с законом или наркотиками. Они агрессивны, их внимание очень сложно привлечь или удержать. Всё решила наша компьютерная игра. Им показали приз, посадили попарно за компьютер и вуаля – 30-минут пролетели незаметно, по итогам урока-игры: треть сложнейших вопросов из викторины о трудовых правах несовершеннолетних решилась мгновенно, еще треть с небольшой помощью. Таким образом,  подростки, к которым просто боялись подойти, вдруг получили солидные знания по вопросу трудового законодательства для несовершеннолетних, и при этом все были счастливы и довольны.

 

 

Почему нестандартные варианты профориентации?

 

Когда мы занимались образовательными программами по интеллектуальному развитию для старших классов, мы получили практический опыт выступлений в школе. В итоге оказалось, что если ты не Макаренко, Сухомлинский или Эльконин, то с первого раза удержать внимание незнакомого класса (а ещё веселее бывает, когда в актовом зале запирают сразу три или четыре класса), становится в принципе невозможно. А еще за короткий урок рассказать о чем-то полезном, научить и чтобы дети запомнили, заинтересовались, применили в будущем – это из серии чего-то фантастического. Особенно, если ты не педагог, класс тебе не знаком, и, возможно, класс не самый благополучный, а тема у тебя сложная, непростая, требующая системного всестороннего подхода. Например, такая как профориентация.

 

И если вы возьмёте юную неопытную выпускницу педа, без всякой подготовки приведёте её в самый сложный и проблемный класс, и в одной руке у неё будет диск с мультфильмом или игрой «Калейдоскоп Профессий», а в другой наша методичка с написанными крупным шрифтом вопросами-ответами и рекомендациями, то можете быть уверены, урок пройдёт на ура: через 30 секунд внимание детей будет сосредоточено там, где надо. Дети смогут и посмеяться, и сосредоточиться. Вопросы в методичке помогут понять общий уровень профподготовленности детей и закрепить необходимый материал.

 

 

Сколько готово, что сделано, что осталось?

 

МУЛЬТФИЛЬМЫ. Все заявленные на сайте 60-т серий мультфильма (по состоянию на март 2014г.)  уже прошли самые длинные производственные стадии и сейчас находятся в статусе заготовок: превращение их в готовый мультфильм – вопрос Ваших заказов. Сейчас мы отгружаем выпуск ДВД №1, в котором 8 мультфильмов: общий, обозначающий, почему важно правильно выбрать профессию; мультфильм о том, как найти работу на каникулах = как работает центр занятости, и 6 профессий: архитектор, логист, тренер, повар, ветеринар и менеджер. Профессии отличаются по Климову (человек-техника, человек-природа), различные по типу (есть рабочие специальности, есть инженерно-технические), есть и другие отличия (по типу получаемого образования и т.п.).

 

Кроме этого, сейчас у нас в производстве несколько внеплановых серий. Это три серии про сугубо рабочие специальности: электрогазосварщик, автослесарь и электромонтёр и 7 серий о профессиях из «Атласа будущих профессий»: сити-фермер, ИТ-проповедник, игромастер и другие.

 

КОМИКСЫ. Сейчас мы отгружаем два выпуска по 5 профессий в каждом и делаем выборочно комиксы на заказ по конкретным профессиям.

 

ИГРА. Игра проходит процесс тестирования, есть ряд существенных правок, которые мы намерены внести. Совершенствоваться можно до бесконечности -  и мы  пока не придумали, какими границами себя ограничить.

UPDATE-2015: 

К началу 2015-го года существенно выросло количество отгружаемых серий, комиксов, видеофильмов, настольных и компьютерных игр, сувенирной профориентационной продукции. К выходу готовятся тесты, профориентационный сериал для взрослых, игровая образовательная среда для малышей. Активно разрабатывается контент для виртуального образования - один из самых первых в России на текущий момент! 

 

 

Как мы работаем с заказчиками?

 

Во-первых, хочется сказать, что всех наших Заказчиков мы очень любим. Почему? Потому что они делают ту же работу, что и мы. Работают с детьми. И зная, какой этот труд, и какая это ответственность, мы знаем, что делаем одно общее дело.

 

Воспользоваться услугами проекта «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» очень просто. Мы постоянно учитываем, что у каждого учреждения, у каждого специалиста свои особенности, свои задачи, свои нюансы. Всё это реализовывается в том, что мы подбираем оптимальный пакет игровых профориентационных материалов. В этом плане мы крайне гибкие. Если нужно поменять, добавить какие-то вопросы, акцентировать некоторые аспекты, дать особую информацию – пожалуйста. Скомплектовать особый выпуск под текущие специальности или вакансии – нет проблем. Дети сложные, дети простые, дети особо умные – каждые получат нужный им материал. Принцип простой: вы говорите о своих задачах, мы предлагаем все возможности, зачастую придумывая вообще что-то совсем новое и индивидуальное под Вас.

 

Кроме профориентационных особенностей задач, есть ещё особенности технические и финансовые. Разные статьи расходов, ФЗ-44, аукционы, котировки, закупки у единственного поставщика и прочие технические моменты. Все они решаемые, мы отгружаем и как рекламные материалы, и как программное обеспечение, и как продукцию, и как услуги. По необходимости участвуем в аукционах – мы работаем так, чтобы Вам было удобно и комфортно работать с нами.

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ИННОВАЦИИ

 

Использование виртуальной и дополненной реальности в профориентации и образовании

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

«НАВИГАТУМ» приступил к реализации проекта с использованием интерактивной виртуальной и дополненной реальности в профориентационных и образовательных материалах.

 

Мы предлагаем формирование учебных классов и учебных программ, которые используют данные технологии.

 

Благодаря дополненной реальности появляются следующие возможности:

  • Максимальная визуализация процессов, которые ранее не возможно было показать достоверно (например, внутреннее устройство мартеновской печи во время её эксплуатации);
  • Через интерактивное взаимодействие и игровые возможности вовлечь школьника в реальную работу законов, механизмов, технологических процессов. Например, изучая периодическую таблицу элементов, школьник работает в виртуальном пространстве, руками добавляя или убирая электроны в атомах и видит, как меняются свойства атома; или написав физическую формулу, сразу появляется её графическая визуализация – и формулу можно менять, работая уже с рисунком;
  • Практическое обучение в виртуальном пространстве. Например, сделать правильный шов электрогазосваркой или починить двигатель или выполнить настоящую операцию в виртуальном мире. Такое обучение формирует динамические стереотипы, то есть ученик проходит практику в учебном кабинете, одновременно с теорией, и не требуется приобретать дорогостоящее учебное оборудование.

 

В своей работе мы используем:

  • Виртуальные шлема;
  • Очки виртуальной реальности;
  • Голографические пирамиды;
  • И другие технологии.

 

 

В создании учебного класса с использованием виртуальной и дополненной реальности мы выполняем все работы под ключ:

  • Оформление учебного класса, которое может соответствовать любой тематике обучения, а также иметь встроенные технологические решения (виртуальные доски, голографические пирамиды и многое другое);
  • Оснащение класса с учебными местами для работы с виртуальным миром на требуемое число учеников;
  • Внедрение технического и программного комплексов;
  • Обучение преподавателя;
  • Постобслуживание: техническая и консультационная поддержка.

 

 

Узнать подробнее Вы можете в отделе разработок по телефону:

(499) 653-52-20 или электронной почте: innovation@navigatum.ru