Новый формат профориентации от Навигатум
Что такое «профориентация школьника»?
Тесты – профориентация. Экскурсии на производство – профориентация.
Тренинги навыков – тоже профориентация. Одним и тем же словом называют множество разных форматов, и родитель, который готов вкладывать деньги и силы в профориентацию ребенка, не всегда может прогнозировать, что конкретно (и в каком качестве) он получит взамен.
В 2018 году в России открывается новое необычное направление, объединяющее все возможные типы профориентационной деятельности – профориентационное агентство полного цикла. Сейчас новый экспериментальный формат ПАПЦ проходит «обкатку и настройку». А после того как первое в России предприятие такого типа зарекомендует себя на Среднем Урале, подобные агентства откроются по всей стране.
Специалисты «Навигатум» были приглашены в этот проект качестве экспертов-разработчиков. С разрешения руководителей агентства расскажем о разработанной нами методике и как устроена полноценная и всеобъемлющая «профориентация будущего».
В основе проекта лежит 12-гранная модель профориентационной деятельности, разработанная в «Навигатум». Она охватывает все виды основной п/о активности: от тестирования до профпроб. В каждом из 12 основных направлений может быть несколько десятков конкретных активностей. О самой модели мы подробно расскажем в другой статье.
В агентстве полного цикла все эти виды профориентационной деятельности находятся в едином смысловом и методическом пространстве. Они не противоречивы по отношению друг к другу, а последовательны и комплексны. Но то, что подкупило нас в «Навигатум» – ориентация на личностное самоопределение, которая «наполняет» сердцевину этого додекаэдра. Каждая грань – профориентационная деятельность – работает на личностное самоопределение.
Что предлагает агентство?
Основной принцип – отсутствие универсальных шаблонов, применяемых по отношению как к клиенту (родителям или педагогам учебных учреждений), так и к учащемуся. Для каждого ребенка разрабатывается своя уникальная «динамичная карта траекторий». Эта карта «живая», она постоянно меняется, достраивается, фиксируя текущую активность ребенка и возможные «территории развития» – ближние и дальние.
Как это устроено визуально?
На карте отображены «неизведанные» территории, которые нуждаются в исследовании со стороны ребенка. На ней есть «любимые горы» – наиболее интересующие ребенка темы (со временем они могут увеличиваться или «проседать»); есть провалы и трещины – «запретные территории», на которых пока некомфортно или неинтересно. Шаг за шагом на карте открываются новые территории, на них рекомендуются различные активности (мероприятия и занятия, как единичные, так и курсовые). За освоение новых территорий начисляются разнообразные бонусы, отражающие уровни «прокачки» различных компетенций и личностных достижений.
Различная деятельность за пределами агентства (кружки, секции, участие в олимпиадах, другие важные мероприятия и события в жизни ребенка) тоже встраивается и учитывается «живой картой», – а соответственно всему этому меняются предлагаемые территории и траектории. Все это отражается в системе подсчета личных бонусов и достижений.
Методическая программа «карты» основана на постоянной обратной связи от самого ребенка, что обеспечивает дуализм: ребенку предлагается «прокачка» всех сторон развития личности, без перекосов по какому-либо направлению, но все мероприятия подбираются с учетом его конкретных предпочтений и интересов, склонностей и способностей.
Что дает ПАПЦ для родителя и ребенка?
Здесь собраны все существующие виды профориентационных активностей: занятия по самоопределению, тренинги навыков и компетенций, «знаниевые игры», экскурсии и встречи с интересными людьми, проф.пробы в виде самостоятельной деятельности по различным направлениям, тестирование и диагностика…
Это не просто удобно, – это позволяет построить для ребенка полноценную комплексную профориентацию, ориентированную на его конкретные потребности, а не на однобокий уклон нескольких компаний, в которых есть 1-2 вида профориентационных мероприятий, не учитывающих реальные интересы ребенка. Агентство отслеживает все доступные мероприятия – дни открытых дверей, выставки, мастер-классы, конкурсы, олимпиады и многое другое, в том числе и федеральные проекты, в которых возможно участие через интернет, и если мероприятия попадают в «зону ближайшего развития» или интересы ребенка, – агентство предлагает родителям участие в них.
Организация мероприятий
Сами занятия – групповые, но состав групп меняется от раза к разу. Работа идет в смешанных возрастных коллективах достаточно узкого диапазона возрастов: методика учитывает, что даже в рамках одной темы или профориентационной активности в начальных, средних и старших классах требуются разные подходы, дается разная информация и ожидаются разные результаты.
Во время занятия и в его финале ребенок получает различные бонусы (или не получает их, если его вовлеченность и активность были низкими), в карте фиксируются его достижения. Каждое мероприятие заканчивается «шеренингом» – обсуждением полученного опыта, знаний, эмоций и чувств.
В летнее время планируется интеграция с различными профориентационными лагерями, предложения которых «накладываются» на карту ребенка – и открываются в виде новых неизвестных территорий, требующих освоения.
«Узкая зона» в формате ПАПЦ
Личностное и профессиональное самоопределение – это всегда долго. Невозможно понять и раскрыть себя за месяц или три, даже если заниматься очень интенсивно. Точно так же, как девять женщин не могут родить ребенка за один месяц, от большого количества профориентационных занятий в короткий срок школьник не станет лучше разбираться в себе, не сможет экстренно развить свои задатки, определить склонности, интересы, мотиваторы деятельности. А осознав и приняв, сформулировав и самостоятельно простроив свою траекторию, невозможно быстро сформировать новые навыки и компетенции, развить имеющиеся и т. д. Но, увы, большинство родителей вспоминают про «профоориентацию» за полгода до выпускных.
Значит, сверхзадача агентства – продвигать саму идею задолговременной и планомерной профориентации.
Еще одна важная, но пока не решенная задача – помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Стоимость услуг
Интересная особенность ценообразования в ПАПЦ: длительность «первого этапа профориентации» (его ориентировочный срок – три месяца) измеряется не временем работы сотрудников агентства, сколько достижениями ребенка.
На первом этапе психологи стараются провести диагностику и тестирование ребенка, выявить его интересы, сильные и «проблемные» зоны, оценить текущий уровень и степень его личностной и профессиональной ориентации. На основании собранной информации выстраивается «первичное предложение траектории» – некий маршрут профориентационных мероприятий, который будет позже меняться, «реагируя» на формирующуюся карту достижений ребенка.
Второй этап – контракт на год с помесячной фиксированной оплатой. При желании родителей возможен «карт-бланш» с последующими перерасчетами в раз в квартал – если ребенок участвует в «освоении территории» очень активно или, наоборот, очень редко. Чем больше «достижений» собирает ребенок, тем ниже для родителя стоимость каждого мероприятия – такая награда тоже существует.
Мы желаем нашим партнерам успеха в этом непростом, но интересном проекте!
Новая профориентационная игра
Узнайте больше о нашей новой игре-тренинге «Монетизация».
Эта игра — настоящие проф.пробы в качестве предпринимателя.
Для старшеклассников, студентов и взрослых.
#всё_как_в_жизни #навигатум_монетизация #профпробы
О проекте «Навигатум» вы можете прочитать подробнее тут