0

Профориентационные задачи по возрастам

Краткий обзор задач. Более подробное описание задач и инструментов каждого этапа вы можете прочитать по ссылке.

Задачами дошкольного периода являются:

  • Создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий. В отличие от мозаичного представления о случайно выхваченных профессиях, при комплексном подходе у ребенка закладывается системная картина мира отраслей и видов деятельности – через игровой процесс, через ответы на вопросы — «почему и как». Инструмент «Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий».
  • Развитие творческого (креативного) мышления и мотивация на познание мира по дополненной системе Навигатум на основе ТРИЗ-педагогики и всестороннего развития личности («Авторский проект «Формула УМА»).
  • Ориентация на созидательные жизненные ценности. Закладка основ для развития таких качеств, как:
    • Трудолюбие.
    • Терпение.
    • Способность к сопереживанию и состраданию.
    • Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Умение принимать решения и нести за них ответственность.
    • Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).
    • Умение помогать и просить помощи.
    • Самостоятельность.
    • Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением.

 Профориентационные задачи в начальной школе:

  • Завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий. Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей; понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли; понимание взаимосвязей отраслей. Инструмент «Игровая развивающая среда «Взросляндия».
  • Формирование любопытства как начального этапа в изучении видов деятельности и профессий (последующие этапы методики: вовлечение, направление и сопровождение).
  • Подготовка и инициация процессов личностного самоопределения (для возраста 9-10 лет).

Профориентационные задачи в средних классах (5-8 классы): 

  • Запуск длинного процесса прохождения этапов самоопределения, помощь и поддержка учащихся на этом пути. Инструмент УМК «Самоопределение».
  • Изучение видов деятельности и профессий с точки зрения глубокого понимания профессионально важных качеств (ПВК). Изучение ПВК профессий совпадает с изучением собственных личностных качеств и способностей и позволяет определить подходящие и неподходящие виды деятельности. Инструмент УМК «Профориентация».
  • Вовлечение – методический этап, следующий после этапа любопытства, расширяющий горизонты и знания в сферах, попавших в зону интересов (склонностей и способностей).  
  • Получение практических знаний и навыков, таких как:
    • Различие и понимание проф. терминологии и понятий. Например, отличия понятий «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности» и др. Инструмент игра «ПРОФИ ПЛЮС».
    • Понятия карьерной лестницы, горизонтальная карьера, вертикальная карьера; социальный лифт и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание устройства и иерархий в организациях разного типа: государственных, образовательных, научных, военных, производственных, коммерческих и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание основ предпринимательства и работы бизнеса. Инструмент игра «Моя компания».
  • Развитие навыков (софт скиллс), наиболее востребованных в обществе (творческое мышление; мультикультурность и других).

 Профориентационные задачи старших классов (9-11 классы): 

  • Построение индивидуальной образовательной, профессиональной, личностной траектории как закономерное следствие пройденных этапов самоопределения.
  • Направление – методический этап, нацеленный на получение практического опыта и проб.
  • Формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию – как завершающий этап основной стадии самоопределения учащихся в школьном возрасте. Инструмент УМК «Профориентация» и УМК «Самоопределение».

 Профориентационные задачи в возрасте 18-24 лет: 

  • Основы соцадаптации – изучение 5-ти этапов трудоустройства. Инструмент «Лайфхак по трудоустройству». Тренинг-игра «Думай как эйчар«.
  • Информирование и помощь в преодолении профессиональных кризисов (кризис «3-го курса», кризис «новичка» на первом рабочем месте, кризис «потолка», кризис «профессионала» и кризис «мастера» и др.). Инструмент игра «Профилини».
  • Психологическая поддержка и мотивация. Инструмент «Псифора«.
Наверх