8 (800) 555-41-04
office@navigatum.ru
Заказать звонок
ИГРОВЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 РЕШЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛ

Наши рекомендации по использованию продукции «НАВИГАТУМ» для профориентации школьников. Какие инструменты Вам могут пригодиться?

 

Рекомендации, если Вы ограничены числом занятий

Конкретная программа зависит от уровня подготовленности учеников. Для «новичков» в области профориентации можно предложить следующую очередность занятий:

 

Урок 1. Вступительное занятие о важности труда, как основной деятельности человека.
Почему человек, который не любит трудиться, будет несчастлив, вне зависимости от его материального благополучия и наоборот. В проведении урока Вам помогут профориентационные притчи.

 

Урок 2.  Знакомство с миром профессий.

Знакомство с профессиями рекомендуем провести на основе мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» и методического пособия со сценариями занятий. Учащиеся познакомятся с конкретными специальностями, представляющими различные типы и категории профессий.


Педагог, с помощью подробного сценария занятия, перед просмотром каждой серии, задавая специальные вопросы, формирует любопытство класса, а после просмотра интерактивно обсуждает увиденное. В методическом пособии представлены вопросы для обсуждения и контрольные ответы, а также включен материал для расширения кругозора. Для младших и средних классов предлагаются сценарии коротких подвижных игр на закрепление материала.

 

Урок 3.  Проведение игровой программы «ПРОФИ ПЛЮС».

С помощью серии мини-игр, входящих в состав настольной игры «Профи плюс», ученики легко овладеют практическими навыками использования терминов «профессия», «специальность», «должность», «род занятий», научатся самостоятельно определять типы профессий. В мини-играх используются командно-ролевые, презентационные и креативные стратегии. За короткую игру, ученики существенным образом расширяют свой кругозор, глубже погружаются и осмысливают функционал профессий и примеривают их на себя. Игра «Профи плюс» дает принципиальный «рывок» в личностном и профессиональном самоопределении. В игре задействованы все учащиеся класса (до 40 человек).

 

Урок 4.  Определение склонности к типу профессии.

С помощью инструмента «ПРОФИТИП» - теста-опросника, каждый ученик может определить, к каким типами профессий он имеет склонность. Тест «ПРОФИТИП ПЛЮС» позволяет определить сильные и слабые стороны личных черт характера в аспекте их сочетания с профессионально важными качествами различных профессий. Все тесты построены на кейсах из реальной жизни современных подростков, иллюстрированы для поддержания интереса в момент прохождения и достаточно подробны для гарантированного получения валидного результата.


В результате этой программы из нескольких уроков, ученики получат общий обзор профессий; разберутся в терминологии и в сути понятий «профессия-специальность-должность»; будут понимать, чем и как отличаются профессии и как это сочетается с их личными качествами и предпочтениями; определят собственные предпочтения и наложат их на существующие профессии.


В качестве завершающего занятия рекомендуем просмотр и обсуждения видеофильма для старшеклассников «Как выбрать свою профессию», в котором рассказывается о построении своей траектории личностного и профессионального развития. В фильме ставится акцент на подход к выбору собственного пути, основывающийся не на поиске конкретной подходящей профессии, а на осмысленном выборе оптимального сочетания своих личностных качеств с характеристиками и требованиями конкретных профессий и должностей. Фильм сделан в современном формате «лайфхак» - конкретные советы, поданные максимально практично и применимо.

 

 

Рекомендации для системного и непрерывного подхода к профориентации

 

Если кратко описывать технологию профессионального ориентирования ребенка, то она заключается в последовательном прохождении следующих этапов:

  • Формирование привычки труда, потребности в труде (3-4 года);
  • Осознание ценности и значимости труда, а также получения удовольствия от труда (3-7 лет);
  • Комплексное познание мира профессий и труда (4-9 лет);
  • Детальное знание о конкретных профессиях (7-12 лет);
  • Узнать о себе (10-14 лет);
  • Узнать о профессиях с позиции осознанного понимания самого себя (12-14 лет);
  • Через понимание себя и владея знаниями о профессиях, определить склонность к роду деятельности (13-15 лет);
  • Узнать больше о выбранном направлении (роде деятельности), получить практический опыт (13-16 лет);
  • Построить свою индивидуальную траекторию личностного, образовательного и профессионального развития (15-17 лет).

Но это не конец пути, а по сути это только начало. Ведь впереди подстерегает множество кризисов в личностном и профессиональном развитии, к которым нужно подготовиться, пройти и выйти с победой. В этом также помогут разобраться инструменты и методики «Навигатум».

 

 

Возвращаясь к профориентации школьников, можно разделить наши занятия на 3 ключевых последовательных подхода:

  • ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – когда мы формируем любопытство и интерес к профессиям, и к осознанному выбору своего пути;
  • ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – когда мы развиваем интерес и расширяем кругозор внутри выбранного рода деятельности и личностных/профессионально важных качеств;
  • НАПРАВЛЕННОСТЬ  - когда мы помогаем в становлении профессиональных компетенций, практического опыта, формирования индивидуальной траектории получения знаний и компетенций в рамках осознанно определенного карьерного и профессионального пути.

Весь этот механизм реализуется путем последовательного и непрерывного движения ребенка по пути личностного и профессионального определения. Ключевым элементом становится ранняя профориентация, позволяющая переместить точку профессионального самоопределения на более ранний возраст, уделяя больше школьного времени на осознанный личностный и образовательный рост и развитие.

 

Вкратце, процесс охватывает следующие этапы:

 

 

Этап 1

 

В рамках системного подхода к профориентации школьников, мы предлагаем начинать с этапа ранней профориентации в дошкольном возрасте. На этом этапе, проводятся занятия с помощью игр, мультфильмов, стихотворений и профисказок, в которых мы:

  1. Закладываем ритуалы труда, по сути, формируя потребность, любовь и уважение к труду, как к важнейшему процессу человеческой деятельности.
  2. Закладываем базовое и основополагающее уважение ко всем профессиям и процессам труда, напрочь снимая проблематику «подъёма имиджа рабочих профессий». Все профессии важны.
  3. Знакомим с большим количеством различных профессий и специальностей, описывая их функционал, узнаваемую атрибутику и пользу для социума;
  4. Описываем технологические процессы в различных отраслях, включая такие отрасли как сельское хозяйство, нефтегазодобыча, строительство, металлургия, коммунальное хозяйство, транспорт и другие (более 40 отраслей, охватывающих наиболее значимые). Через описание технологических процессов мы показываем взаимосвязь различных профессий внутри отрасли.

 

 

Этап 2

 

Школьная профориентация начинается с первых-вторых классов, непрерывно продолжая начатое в детском саду. Мы используем такие инструменты школьной профориентации, как:

  • Комиксы о профессиях и труде для уроков чтения;
  • Специальные версии и серии мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий». Каждое занятие с мультфильмом включает короткую подвижную (или эмоциональную) игру, просмотр мультфильма, обсуждение вопросов. Сценарий урока, игры и вопросы для обсуждения описаны в методическом пособии.
  • Профориентационные пазлы, во время сборки которых, школьники через игру разберутся в  производственных этапах и взаимосвязях профессий (строительство; сельское хозяйство; нефтегазодобыча; металлургия и другие).
  • Для элементов мотивации и поощрения мы используем профориентационные сувениры: значки с персонажами из сериала, наклейки, раскраски.

 

На этом этапе мы решаем следующие профориентационные задачи:

  • Знакомство с широким кругом профессий и специальностей;
  • Получение представлений об основных отраслях, технологических процессах и взаимосвязи профессий внутри них;
  • Формируем потребность в осмысленном отношении к вопросу выбора профессии через демонстрацию важности труда в жизни человека.

 

 

Этап 3

 

1) В средних классах мы расширяем знакомство с миром профессий и специальностей, добавляя такие аспекты, как:

  • Понимание, какие именно школьные уроки (знания) необходимы для получения данной профессии;
  • Какими личными качествами нужно обладать представителям данной специальности;
  • Какие существуют противопоказания.

Эта информация представлена в мультсериале «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий», а ход занятий и сценарий вопросов для обсуждения включены в методическое пособие.


2)
Кроме профессий, школьники постигают такие понятия как «карьерная лестница», «социальный лифт», а также знакомятся с понятиями «пенсионный возраст», «трудовой стаж», «трудовое законодательство». В этом им также помогают выпуски «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» и сценарии занятий по данным мультфильмам.


3)
Знакомство с профессиями чередуется уроками, в которых мы рассматриваем типы профессий.


4)
Происходит знакомство с терминами «профессия», «специальность», «должность», «род занятий», и формируется навык самостоятельного типирования профессий. Всё это достигается с помощью настольной профориентационной игры «ПРОФИ ПЛЮС». Кроме этого, игра значительно расширяет кругозор школьников, формирует навыки презентации и командной работы, а также существенно повышает креативность школьников. Использование ролевых игр позволяет переосмыслить отношение к профессиям, примерить их на себя.


5)
На следующем этапе личностного и профессионального самоопределения происходит знакомство школьников с концепцией соотношения личных качеств и профессионально важных качеств профессии, а также осознается понимание различий между профессиональными обязанностями и должностными обязанностями. Концепция идеального выбора своей профессиональной карьеры состоит в понимании своих сильных и слабых личностных качеств и подбора для себя такой профессии/должности, в которых сильные стороны востребованы и развиваются, а слабые практически не задействованы. Только такая формула позволяет максимально самореализоваться и при этом не попадать в длительные некомфортные и стрессовые ситуации в работе.
Для знакомства с концепцией и технологией её применения мы используем соответствующие профориентационные видеофильмы и притчи НАВИГАТУМ.


6)
Для определения своих сильных и слабых сторон личности, склонности к тем или иным компетенциям и типам профессий, мы используем линейку специальных иллюстрированных тестов «ПРОФИТИП».

 

На данном этапе школьник на осознанном уровне способен определить свои склонности, предпочтения, сильные и слабые стороны и применить их к конкретному профессиональному направлению. Как правило, на данном этапе ученики выбирают наиболее подходящий для них род деятельности и детально изучают его. Одним из явных эффектов от профориентационной деятельности становится заметное повышение мотивации школьников к учебе, выраженное в повышении успеваемости (хорошие оценки), уровня знаний, желанию к получению дополнительной информации за пределами школьного курса.

Этот этап завершается переходом от ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ к ВОВЛЕЧЕНИЮ.

 

 

Этап 4

 

На следующем этапе профессионального самоопределения ученикам требуется тьютерская помощь, то есть консультирование в построении своего индивидуального пути, учитывающее психологические особенности каждого ученика, тонкое понимание его сильных и слабых сторон, мотивации, амбиций, стремлений и реальных возможностей. Фактически это профориентационный коучинг, построенный на сформированной ранее внутренней потребности ученика в собственном развитии.

 

Профориентационная задача стоит в НАПРАВЛЕНИИ по пути личностного роста, уравновешивания ожиданий ученика с жизненным реалиями. В данной работе особенно полезны профориентационные притчи «ПСИФОРА» и специальные выпуски мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий», которые позволяют с новых точек зрения взглянуть и на внутренний, и на внешний мир. Происходит переосмысление множества представлений, которые позволяют избежать последующих профессиональных кризисов. Картина мира становится всё более адекватной.

 

Можно сказать, что инструментарий НАВИГАТУМ позволяет провести человека через все профессиональные кризисы, например, такие как:

  • Кризис выбора между «учиться дальше в школе» или «идти учиться профессии» (9-ые классы).
  • Кризис несоответствия между ожиданиями от выбранного направления и получаемой специальности, профессии (3-й курс ВУЗа или 2-й курс в СПО).
  • Кризис адаптации на первом рабочем месте: несоответствие ожиданий от реального рабочего процесса (первые месяцы работы).
  • «Первый» карьерный кризис: развитие или стагнация? Вертикальная или горизонтальная карьера?
  • Кризис «Профессионала»: когда собственный потенциал зажат рамками профессии. Что делать?
  • Кризис «Мастерства».
  • Кризис «Предпенсионного возраста».
  • Кризис «Пенсионера».

(Для краткости убрано описание кризисов; подробнее - в наших методических материалах и книгах).

 

Через образовательные фильмы и мультфильмы, игры и тренинги, мы подготавливаем школьников к решению данных задач, начиная от обозначения проблематики, закачивая ее самостоятельным осмыслением и формированием потребности (идущей от ученика!) в разработке долгосрочной стратегии её решения. Так создается траектория развития: профессионального и личностного – и создается самим учеником.

 

Чтобы помочь разобраться в профессиональных кризисах, а также для закрепления полученных знаний, мы рекомендуем настольную игру «ПРОФИЛИНИ», которая позволяет «прожить» всю свою жизнь от момента развития до глубокой старости. Игра будет полезна и старшеклассникам, и всем взрослым, кто еще не достиг пенсионного возраста. Игровой процесс позволяет комплексно и отстраненно увидеть всю линию жизни и быть психологически готовым управлять этим процессом, а не течь по его волнам.

 

 

СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛ

Мы предлагаем долгосрочное сотрудничество со школами и родительскими комитетами. Специалисты «НАВИГАТУМ», закрепленные за учениками вашего класса, последовательно проведут их по всему пути личностного и профессионального самоопределения, комплексно и непрерывно реализуют профориентационную программу на протяжении всего срока школьного обучения. В рамках программы предполагаются групповые и индивидуальные занятия, консультации школьников и родителей. Программы могут быть годовые, трехлетние, пятилетние и десятилетние. Для каждого класса разрабатывается своя индивидуальная программа, отражающая особенности учеников. При данном подходе мы гарантируем достижение результата для каждого ученика.

Для получения подробной информации – свяжитесь с нами, укажите местонахождение школы и Ваши пожелания. 

 

ПРЕДЛАГАЕМ КРАТКИЙ ОБЗОР ПРАКТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Профориентационные инструменты НАВИГАТУМ

 

Более подробная информация представлена здесь в формате PDF файла.