0

Навигатум: Формула ума

Образовательная игровая программа для детей 6-9 лет

навигатум формула ума

Мы разрабатываем образовательный инструментарий «Навигатум: Формула ума» для проведения развивающих занятий с детьми. Этот инструментарий предназначен для педагогов и родителей.
ready

Уважаемые родители и педагоги!

Спасибо, что посетили нашу страницу.

concept

Проблематика (от автора проекта)

Все мы хотим, чтобы наши дети росли умными и стали счастливыми. В зависимости от нашего собственного опыта, мы наделяем значимостью те черты своего характера и те личные качества, которые привели к успеху нас самих (или мы думаем, что если бы они у нас были – то обязательно бы привели к успеху). И, безусловно, мы хотим, чтобы именно этими чертами были наделены наши дети.

Но дети, как и мы, иногда бывают безнадежно ленивы. К учебе. Сейчас слово «образование» превратилось в некий символ «неприятной необходимости». Обязанность ребенка «учиться» противопоставляется его возможностям играть, развлекаться, отдыхать. Таким образом, у образования возник «природный» враг – сам человек. И родителю, и ребенку сложно без принуждения и внешней мотивации перейти от отдыха и развлечения к учебе и самообразованию.

Во многом это произошло от того, что мы разучились удивляться этому миру. Мы потеряли любопытство и интерес к нему. Один мой хороший друг, разглядывая безымянное пластиковое окно, как-то сказал: «Мужчины перестали петь серенады под окнами любимых женщин». Всё хуже. Наши дети перестали открывать этот мир. А эти дети – те будущие мужчины, которые перестали петь под гитару своим будущим женщинам…

Когда-то некий пожилой человек сказал своему ребенку, когда они наблюдали вдвоем за незнакомой птицей. «Ты можешь знать название этой птицы на всех языках мира, но, когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Поэтому давай внимательно рассмотрим эту птицу и то, что она делает – вот что имеет значение». И они начали наблюдать. Делать выводы. Делиться размышлениями. Ребенок становился умнее в результате общения со своим отцом. Он не знал, что его отец так удивителен, ведь у него не было опыта общения с другими отцами. Этот ребенок стал самой неординарной личностью на этой планете, гениальным и ярким ученым – Ричардом Фейнманом.

Я очень хочу стать таким отцом для своих детей. И я хочу, чтобы все дети вокруг отличались таким же незаурядным мышлением, как Фейнман, были такими же разносторонними, позитивными, коммуникабельными и счастливыми!

Коротко о проекте

Мы разрабатываем образовательный инструментарий для проведения развивающих занятий с детьми. Этот инструментарий предназначен для педагогов и родителей.

Возраст детей: 6-9 лет. 

Ядро: 7-8 лет.

Конечный продукт представляет собой:

—       развивающую игру «Формула ума»;

—       книгу (методическое пособие) со сценариями занятий;

—       образовательный мультсериал;

—       дополнительный иллюстративный игровой материал.

quest

Формула ума

Когда-то Аристотель сказал, что ум – это способность задаваться вопросами.

А вопросы – это признак любопытства и интереса к окружающему нас миру.

Мы разрабатываем игру, в которой игровой средой является сам окружающий мир. Цель нашей игры – разбудить заложенное природой любопытство наших детей и направить его на гармоничное развитие всей личности ребенка.

Когда-то очень давно мы пошли по ошибочному пути, уделяя внимание только интеллектуальному развитию ребенка. Тогда появился проект «Формула Ума». Его создатели – Алексей Сальников, Александр Лобок, Дмитрий Павлов, Олег Плясунов, Антон Смирнов и многие другие. Мы создавали несложные видеоролики, в которых размышляли, почему происходит так, а не как-то иначе. Почему небо голубое, а не розовое. Почему магнит не притягивает животных? Почему у одних животных полоски, а у других пятна? Мы искали рекорды у деревьев, животных, природных явлений – находили и обсуждали их. www.youtube.com/FormulaUma (архив 2010-го года).

Когда мы создавали эти мультфильмы, мы активно работали в некой Детской Лаборатории, со школьниками первых, вторых и третьих классов. Мы показывали им свои мультфильмы, общались, спрашивали их мнение. Это была безумная, увлекательная, тяжелая работа длиною в несколько лет. У нас менялись спонсоры, меценаты, даже жены и подруги. Но мы продолжали изучать, как именно дети воспринимают информацию. В какой момент времени они начинают задаваться новыми вопросами, выходящими за пределы демонстрируемого мультфильма. Ведь именно так у детей развивался интеллект!

Мы пришли к выводу, что легче всего развивается наблюдательность. Наблюдательность порождает механизм анализа: что изменилось и почему. Это первое «почему» порождает любопытство ума – вопросы. А задавать вопросы и получать на них правильные ответы – это технология, которой можно легко обучить – было бы желание. Формула УМА – это проект, который будит детское любопытство и обучает технологии.

Но я уже говорил, что путь развития только интеллектуальной составляющей – ошибочен. Ум – это всего лишь инструмент, которым человек достигает свои цели. Точно такой же инструмент, как, например, лопата. Или станок. Или власть и деньги. Человек — это не только ум. Это эмоции. Это этика — то, что называют моралью. Это эстетика — чувство прекрасного. Это воля.  Это состояние осознанности. В конце концов, это физическое тело, а значит и образ жизни – здоровый или не очень.

Мы поняли, что обучая и развивая наших детей, мы должны уделять внимание гармоничному развитию всей личности, а не только тренировке каких-то одних качеств, неважно, интеллектуальных или физических.

Именно такому гармоничному развитию ребенка способствует программа НАВИГАТУМ: Формула УМА.

profit

Как это работает

Из-за негативного для детей и родителей смыслового оттенка у слова «образование», которое напоминает им о некоторых обязательствах, неприятных обязанностях и прочих условностях (которые они уже мысленно повесили на школу и не хотели бы видеть в своей повседневной жизни), мы разработали концепцию ИГРОВОЙ СРЕДЫ. То есть простой, обычной, привычной, развлекательной ИГРЫ. Только наше игровое поле — иногда класс, иногда школа, а иногда и весь окружающий мир.

Не буду вам врать – это тот же самый образовательный процесс, даже более насыщенный и сложный, чем в школе, только растворенный внутри увлекательной и захватывающей ИГРЫ.  

Чтобы избавиться от фактора «нерадивого родителя» или незаинтересованного педагога, мы разработали «защиту от дурака» — простые и четкие ИНСТРУКЦИИ игры, которые доступны любому взрослому без специальной подготовки. Этим взрослым, ведущим (модерирующим) игру, может стать любой подросток старше 14 лет. И это делает игру способной к «самостоятельному размножению» (без участия взрослых).

Весь игровой процесс состоит из подмножества мини-игр, расписанных в виде подробных сценариев. Некоторые игры больше развлекательные, некоторые меньше. Еще больше подвижных игр (помните про физическое развитие и здоровый образ жизни?). Есть адаптации игр для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые задания для игр мы получаем из Мультсериала «Навигатум: формула Ума», где два шкодных персонажа — умник Дима и эмоциональная Даша живут своей непростой жизнью, проводят различные расследования, изучения и исследования, а также попадают в приключения и прочие приятности.

Во время нашей игры – мы обсуждаем этих персонажей и сам сюжет очередной серии. В принципе, именно для этого обсуждения и нужен мультсериал. Ведь посмотрите с точки зрения психологии, насколько удобно и легко обсуждать поступки мультяшных персонажей и как бывает неудобно обсуждать свои собственные?

Обратите внимание, если вас лично спросят, почему вы в каком-то конкретном случае поступили, скажем, не очень лицеприятно, вы «закроетесь» и начнете использовать формальные оправдания. Но если, вместо этого, вам предложат обсудить какие-то необычные действия «вашего друга», который совершил точно такой же поступок, вы «раскроетесь» и совершенно иначе обсудите эти действия. Именно такой эффект мы наблюдаем, обсуждая совместно с детьми мультфильмы – полную открытость и сотрудничество.

Да, самое важное. Наша игра по своей продолжительности занимает около года. Если играть в нее где-то около одного раза в неделю в течение 45 минут с классом в 35-45 человек, то это как раз займет ровно один учебный год. Можно играть и дома, с 2-4 детьми. Тогда игра продлится еще дольше, но можно будет играть в нее чаще.

smartstar

Еще немного про мультфильм

Мультфильм не самое затратное, но безусловно недешевое производство в нашем проекте. В мультфильме нужно соблюсти тонкий баланс между развлекательными и «занудными» образовательными элементами. Нужно четко построить линию персонажей – чтобы они были «живыми» и нравились детям. Нужно продумать структуру сюжета, чтобы решались образовательные цели, а мультфильм оставался художественным произведением.

Мы разработали сюжеты мультфильмов, персонажей, структуру. У нас есть самые различные варианты. В наших ближайших планах ПРОТЕСТИРОВАТЬ различные версии мультфильма, окончательно определиться и запустить в финальное производство.

Тестируем мы обычно черно-белые аниматики — раскадровка мультфильма с актерским озвучением. Вносить правки, снова тестировать, снова править, еще раз тестировать, …, и выпустить готовый мультсериал. Ну, вот так мы всегда привыкли делать – и эта схема работает лучше всего.

videos

Посмотрите аниматик вместе с вашим ребенком:

Примите участие в обсуждении (тестировании) мультфильма. 

Посмотрите мультфильм вместе с вашим ребенком. Напишите вашу обратную связь:

  • Напишите возраст вашего ребенка и свой собственный.
  • На какой минуте внимание ребенка ослабло (пропал интерес)?
  • Какое событие в сюжете вызывало какие-либо эмоции?
  • Какими первыми словами прокомментировал ребенок увиденное (во время и после просмотра)?
  • Что ему запомнилось? (спросите об этом через полчаса после просмотра)
  • Что запомнилось именно вам?
  • Вызывает ли Димка симпатию?
  • Чем понравилась Даша?
  • Пожалуйста, напишите нам в любом виде, в любой форме, любыми словами – всё, что приходит в голову при просмотре этого мультфильма на наш адрес: formulauma@navigatum.ru

Или воспользуйтесь нашей анкетой:

 P.S. Всем, кто пришлет нам обратную связь (любую), мы вышлем версию готовых мультфильмов вместе со сценариями игр по ним.

allprof

Что мы развиваем?

Наша цель – гармоничное, целостное развитие ребенка. Поэтому на каждом занятии вниманию уделяются разные аспекты. Развитие идет по следующим направлениям:

  •        интеллект;
  •        креативность;
  •        эмоции;
  •        этика;
  •        эстетика;
  •        здоровый образ жизни;
  •        компетенции;
  •        личностные качества.

По каждому направлению разработана отдельная программа, в рамках которой происходит обучение конкретным навыкам. Всего их более 100. Всё это в виде игр и обсуждений специальных серий мультсериала. 
Примеры навыков и тем:

  •       умение строить силлогизмы (умозаключения);
  •       умение отличать правдивую информацию от ложной (критическое мышление);
  •       умение работать с большими объёмами информации;
  •       умение генерировать большое количество идей, решений (креативность);
  •       умение понимать и оценивать свои и чужие эмоции;
  •       умение использовать основы коммуникаций (общения);
  •       умение отличать хорошие поступки от плохих – когда это не очевидно;
  •       умение отличать талантливое от бездарного, красивое от некрасивого;
  •       рекомендации и советы по здоровому образу жизни – так, чтобы детям захотелось их использовать и делиться друг с другом;
  •       рекомендации по развитию личностных компетенций (аналитические способности, креативность, коммуникабельность, творчество, лидерские навыки и др.).

И другие. 

heroes

Если у вас вопросы:

Напишите их нам:

На почту: formulauma@navigatum.ru

С помощью сообщения через сайт здесь.

На нашей странице на фейсбуке или вконтакте или в комментариях на ютубе.

cost

Автор проекта

smirnov

Антон Смирнов

Тел.: 8 (499) 653-83-00, 8 (499) 653-80-45

www.facebook.com/cineofilmsru 

Отправить сообщение с сайта

smirnov@navigatum.ru 

Update:

У нас готовится к выходу еще один развивающий мультфильм для детей 7-9 лет. На этот раз об инструментах нестандартного мышления, которые предлагает ТРИЗ-педагогика. Это совместный проект с компанией CREATIME. Вы можете посмотреть аниматик и принять участие в опросе. Заполните, пожалуйста, короткую анкету после просмотра на странице paramult.ru/triz

Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube
Наверх