В зависимости от уже имеющейся профориентационной подготовки формируется программа работы со школьниками старших классов.
Если у ваших школьников нулевая и слабая подготовка, обязательно воспользуйтесь инструментарием, описанным нами для средних классов. К старшим классам предполагаются следующие достижения:
• активное прохождение всех этапов личностного самоопределения. Существующие инструменты – притчи, тесты, дневники самоопределения (скетчбуки) и другие материалы. Только прохождение всех этапов личностного самоопределения дает возможность осознанного самоопределения профессионального.
• знание об устройстве мира труда, об отраслях и видах деятельности, массовых профессиях. Инструменты: игровой модуль «Карта отраслей» (или его аналог для очков виртуально реальности VR-приложение «В мире профессий»). Мультсериал «Калейдоскоп Профессий» - про отрасли.
• знания о востребованных профессионально важных качествах (ПВК); навык составлять "карту профессий" — ПВК, требуемых знаний, компетенций, медпоказаний и проч. Здесь помогут занятия на базе мультсериала «Калейдоскоп Профессий» (сценарии занятий прилагаются).
Подробно эти задачи и инструменты описаны на странице для «средней школы».
Какие же задачи стоят у «продвинутых» ребят старших классов?
В самом начале 9-х классов мы рекомендуем изучить все факторы, влияющие на выбор профессии. Мы подготовили видеоурок «Как и какую профессию выбрать» - динамичный и очень содержательный фильм, в котором есть 16 тем, подлежащих обсуждению. В комплект с фильмом встроены методические рекомендации, вопросы для обсуждения, анкеты для офлайн и онлайн заполнения.
Поднимаемые фильмом темы могут стать основой для годовых занятий.
Однако, одной теории мало. Важнейшая задача старшеклассников – до поступления в колледж или вуз — это прохождение профессиональных проб в выбранной сфере деятельности.
Необходимо получить реальные представления об условиях труда, о том, как именно протекает трудовой процесс в выбранной специальности.
Например, есть школьники, которые рассматривают для себя профессию юриста, но часто не знают, что это самая «читающая» профессия — чтобы подготовиться к рядовому делу приходится в сжатые сроки прочесть несколько томов судебного дела.
В качестве дополнения к непосредственной практике и опыту рекомендуем VR-приложение "Условия труда", которое позволит оценить подходящие условия по 12 критериям.
Тренинг качеств, формирование навыков, развитие компетенций
Второй глобальной задачей является формирование компетенций и востребованных профессиональных качеств. Сами по себе они не возникают, для их появления и усиления требуется формат игр-тренингов.
Мы создали уникальную тренинговую программу «Монетизация», которая одновременно учит финансовой грамотности и является натуральными профессиональными пробами себя в качестве предпринимателя. А с другой стороны формирует практические навыки командного взаимодействия и коммуникации, проектного мышления, креативности, командной и личной презентации, стратегического и тактического мышления и ряд других важных качеств.
Игра-тренинг динамичная, позволяет одновременно охватить и задействовать весь класс (30 человек), очень увлекательная и интересная.
Третье направление – это ориентация на мир будущего, на отслеживание и понимание трендов научно-технического прогресса, который влияет на развитие отраслей и профессий.
Мы можем рекомендовать обзорный фильм «Профессии Будущего» и вопросы для обсуждения фильма.
Вот фрагмент из фильма:
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube
Рекомендуем также ознакомиться с методикой научного подхода в определении профессий будущего. Материалы по теме в статье научного центра. Готовится игровой инструментарий.
Работа на каникулах
Для тех школьников, кто рассматривает возможности работы во время летних каникул, мы приготовили необычную игру, которая за 20 минут даст понимание всех подводных камней трудового законодательства для несовершеннолетних. В игре нет ни одного скучного слова, а все знания приобретаются путем проб и ошибок, совершаемых игровым персонажем.
Для школьников 11 класса, кто хочет получить практические знания об этапах трудоустройства, мы приготовили обзорный фильм-видеоинструкцию «Лайфхак по трудоустройству». Это возможность шаг за шагом узнать о том, где искать вакансии, как оставлять резюме, готовить и проходить собеседования, а также проявить себя на испытательном сроке. К фильму есть рабочая тетрадь «Советы по трудоустройству».
Фрагмент из видеоинструкции:
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube
А как быть с тем, если нет опыта работы? И где взять практические навыки собеседований?
Для этого разработана тренинговая игра «Думай как эйчар». Она сформирует все необходимые навыки написания резюме (даже если нет опыта), прохождения собеседования, даст навыки самопрезентации.
Дополнительными инструменты в работе по профориентации старшеклассников:
• Анимационный сериал «Калейдоскоп Профессий» - обзор отраслей и формирования навыка составления «карты профессий» - из набора компетенций, востребованных качеств, условий труда и т.п.
• Аудио и видео притчи «Псифора» - позволят разобраться в себе, получить мотивацию на принятие себя, сформировать настрой на учебу, справится со страхами.
• Псифора: упражнения и методики управления эмоциями, страхом и стрессом – название говорит само за себя, хотя очень жаль, что этот продукт, созданный для помощи взрослым, стал популярен и у школьников. Школьные психологи также используют это инструмент в помощи своим коллегам, помогая справится с профессиональным выгоранием и усталостью.
• Игра «Профи плюс», игровые модули «Карьерная лестница», «Профессионально важные качества», Карта отраслей», «Образ жизни» помогут построить адекватную картину мира труда.
• Профориентационный тест «Профитип» - визуализированный, гендерный тест на определение склонности к типу профессии.
• VR-приложение "Профессии этой реальности" — знакомство с историей и эволюцией профессий; обзор современных отраслей и профессий.
• VR-приложение "Условия труда" — знакомит с критериями условий труда и помогает определить для себя наиболее приемлимые.
При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:
Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 2 компьютерах с операционной системой Windows (2 стационарных рабочих места). Срок действия лицензии: бессрочно.
Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.
Визуализированный профориентационный тест на определение склонности к типу профессии.
Возрастная категория:
школьники средних и старших классов.
Формат занятий:
индивидуальная работа.
Профориентационная цель:
выявить приоритетный тип профессии тестируемого,
побудить тестируемого задуматься о предпочтительных видах деятельности.
Содержание:
Тест состоит из 50 кейсов по всем типам профессий: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система и Человек-Природа. В кейсах рассматриваются модели поведения, присущие подросткам.
Характеристики теста:
Кейсовый. Вопросы теста представляют собой кейсы – описания каких-либо типичных ситуаций с набором готовых решений, каждое из которых само по себе «правильное», и требуется выбрать наиболее привычное. Кейсовый подход оптимален отсутствием социально-ориентированных ответов.
Валидный. Тест содержит 50 вопросов (кейсов), позволяющих достоверно определить выраженную склонность к типам профессий.
Разработанный для школьников. «Профитип» не является адаптацией или переделкой взрослого теста, а специально создан для школьников – с ситуациями, наиболее характерными для среднестатистического городского подростка.
Гендерный. Для девушек и юношей часть вопросов отличаются. В тесте учтены гендерные особенности.
Визуализированный. Чтобы ученику хватило терпения честно ответить на 50 вопросов теста, мы сделали к каждому иллюстрацию. Иллюстрация дополняет кейс, делает его наглядным и понятым, упрощает восприятие. Тест становится интересно проходить.
Результат:
Результаты рассчитываются по формуле, в которой учитываются обычные ответы и ответы по ключевым вопросам, то есть тем вопросам, которые прямо и категорично определяют тестируемого к конкретному типу профессии. Показатели ответов на вопросы второго типа имеют больший вес.
По окончании теста итоги тут же предоставляются тестируемому в виде процентного соотношения с визуализацией. Результат теста можно распечатать на принтере.
Комплектация:
компьютерный тест,
инструкция.
Технические характеристики:
время прохождения теста ~20 минут,
установка на компьютеры, ноутбуки, планшеты, сенсорные столы с ОС Windows.
Игровой модуль – это набор дидактических материалов для проведения неограниченного количества неповторяемых игровых занятий.
Возрастная категория:
школьники средних и старших классов.
Формат занятий:
групповая игра.
Количество участников:
от 3 до 40 человек.
Продолжительность игры:
набор мини-игр по типу конструктора по 5-15 минут каждая.
Профориентационная цель:
знакомство с иерархией организаций различного типа, типами карьеры,
формирование навыков сопоставления личных качеств и профессионально важных качеств профессии.
Содержание:
Разберемся в такой сложной теме, как карьерная лестница. Выясним, каким образом строятся горизонтальная и вертикальная карьеры в различных сферах: на госслужбе, в торговле, в промышленности и т.д.
Узнаем, что такое штатное расписание, а также новое понятие – разряды и их взаимосвязь со структурой компании.
Игра приближает к пониманию основной формулы выбора профессии – это поиск соответствия между личными качествам (ЛК) и профессионально важными качествами (ПВК) профессии и требованиями должности.
Игра существенно расширяет кругозор – много новых профессий, специальностей и должностей.
Результат:
умение составлять «Карту профессии» — вычленять востребованные и невостребованные ключевые профессионально важные качества, завязанные на личные (например, коммуникабельность, лидерство, креативность и т.д.),
представление о должностных иерархиях,
понимание планирования своей профессиональной карьеры как ступеньки горизонтального и вертикального роста в любой области/сфере деятельности.
Увлекательная игра, которая позволит попробовать себя в роли предпринимателя.
Возрастная категория:
школьники старших классов,
студенты,
взрослые люди.
Формат занятий:
групповая игра-тренинг.
Количество участников:
от 18 до 30 человек.
Продолжительность игры:
от 3 часов до 3 дней (есть краткий и подробный вариант проведения игры).
Профориентационная цель:
профессиональные пробы предпринимательской деятельности.
Содержание:
В игре участники получат готовый бизнес (ресторан молекулярной кухни).
Задача команд – развить свой бизнес и выйти на фондовый рынок.
В ходе игры командам предстоит выбрать маркетинговую стратегию, подготовить и реализовать бизнес-план, принимать управленческие решения, учитывать воздействие внешней среды. Все как в жизни реального предпринимателя.
Игра носит соревновательный характер. По итогам игры есть только одна команда-победитель, некоторые команды получат опыт банкротства.
Результат игры:
Каждый участник сможет ответить себе на вопрос – насколько мне по силам роль предпринимателя? И нужна ли мне такая роль?
«Думай как эйчар» – тренинг, позволяющий взглянуть на трудоустройство глазами работодателя и понять, что задача соискателя – это не трудоустройство любой ценой, а выбор подходящей ему работы.
Возрастная категория:
студенты,
соискатели любого возраста
Формат занятий:
групповая игра-тренинг.
Количество участников:
от 6 до 18 человек.
Цель работы:
формирование уверенности соискателей через понимание процесса трудоустройства.
Продолжительность игры:
проведение полной игры занимает 4-5 часов, можно проводить отдельные мини-игры по 40-60 минут.
Содержание:
В тренинге соискатель становится работодателем, и, наоборот. Такая смена ролей помогает разобраться в мотивах работодателя, процесс найма становится предсказуемым.
Понятный процесс трудоустройства перестает вызывать страхи и опасения.
В тренинге отрабатываются ключевые этапы трудоустройства – составление резюме, прохождение собеседования и краткий рассказ о себе и своих преимуществах.