0

Взросляндия: Жизненные навыки

Взросляндия: жизненные навыки. Медиаматериалы для школьников начальных классов

Специальный выпуск песен-мультфильмов о жизненных навыках и важной теме «взросления»

Что делает нас взрослыми

Что вообще такое – «быть взрослым»? Какие открытия должен совершить человек, чтобы перейти из детства в возраст, когда ты уже сам можешь брать на себя ответственность за себя и за других? Какими умениями необходимо обладать?

Мы составили список таких компетенций, снабдили его конкретными примерами и сделали песни-мультфильмы с демонстрацией наглядных примеров навыков.

Освоение взрослых навыков обеспечивает школьникам базу для успешной адаптации в современном мире и формирует их навыки самостоятельности, общения и чувство ответственности за свои поступки.

Технические характеристики

Аудитория: старшие дошкольники, начальные классы, младшие подростки.

Состав выпуска:

  • Мультфильм «Список начинается»
  • Мультфильм «Здравый смысл»
  • Мультфильм «Как проигрывать и ошибаться»
  • Мультфильм «Про доброту»

Общая продолжительность: 12 минут

По мультфильмам проводятся занятия в соответствии с методическими рекомендациями (прилагаются). Общее количество предполагаемых занятий: 5 уроков по 40-45 минут.

Занятия «Взросляндия: Жизненные навыки»

По каждому мультфильму мы подготовили план занятий, который поможет ученикам в осознании самой темы жизненных навыков (пропедевтика) и формирует мотивацию, направленность на их получение.

  • Подготовка к самостоятельной жизни – базовые бытовые навыки, системные привычки, умение грамотно распоряжаться временем и деньгами и другое.
  • Социализация – навыки успешного взаимодействия, сотрудничества, уважения к другим, решения конфликтов, умение управлять эмоциями, эффективно выстраивать отношения.
  • Саморазвитие – обретение уверенности в себе, независимости и умение принимать ответственные решения.
  • Адаптивность – готовность меняться, переживать перемены, преодолевать стрессовые ситуации, решать возникающие проблемы.

Тематический состав занятий «Жизненные навыки»

В цикл входят четыре песни и финальное занятие:

Серия «Список начинается»

Первая, ознакомительная серия цикла, в которой рассматриваются в первую очередь бытовые умения и навыки.

  • Самоконтроль, умение самому себя организовать и «воспитать».
  • Умение брать на себя ответственность за общие задачи.
  • Умение самому себя обеспечить чем-то нужным, самостоятельность.
  • Забота о других и помощь.

Серия «Здравый смысл»

В этой серии акцент, в первую очередь, на психологические моменты, вопросы безопасности и здравого смысла.

  • Требовательность к себе, самодисциплина.
  • Базовые навыки культурного человека.
  • Знание психологии, работа над своими психологическими качествами.
  • Критическое мышление и здравый смысл.

Серия «Как проигрывать и ошибаться»

В этой серии рассматриваются более сложные понятия, связанные со взаимоотношениями, а также вновь поднимается тема безопасности.

Серия «Про доброту»

«Специальная» серия, посвященная взаимодействию с людьми с особенностями здоровья и развития, готовности помочь другому, эмпатии, состраданию, уважению.

Тексты всех четырех песен вы найдете в посвященных им сценариях занятий.

Финальное занятие

Это разговор о взрослости с задействованием всех 4 песен на новом уровне осмысления.

Пример серии

Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube

Первая серия мультфильма «Список начинается»

Методическая основа

За основу взята иерархическая модель потребностей человека, известная как пирамида А. Маслоу.

Список базовых и более сложных (продвинутых) навыков был составлен в несколько этапов с привлечением фокус-групп и структуризацией собранных сведений. Поскольку примеров умений может быть несколько сотен, и в каждом из примеров «спрятано» несколько тем для разговора, – содержание серий не исчерпывает все многообразие навыков, но дает первичное представление обо всех основных сферах, развитие которых, согласно возрастной психологии, приходится на возраст младших школьников.

  • Конкретные практические навыки: пришить пуговицу, починить кран, приготовить кашу…
  • Взаимодействие с внешним миром: навыки самостоятельного взаимодействия в магазине, на почте, в банке, с полицией / пожарными / скорой помощью и т.д.
  • Полезные привычки в рамках здорового образа жизни и мышления: вежливость, грамотность, любовь к чтению, тайм-менеджмент…).
  • Коммуникативные навыки: конфликтология и этика общения.
  • Интеллектуальные умения и начала саморефлексии: навыки самоподдержки, умение сформулировать мысль письменно и устно; понимать и пересказывать текст; запоминать услышанную и прочитанную информацию; проверять факты, отличать факты от мнений и т.д.
  • Отдельная серия посвящена взаимодействию с людьми с особенностями здоровья и развития, готовности помочь другому, эмпатии, состраданию, уважению.

Рекомендации по проведению групповых занятий

Согласно методике «Навигатум» на занятиях не столько важно передать какие-либо конкретные знания или факты, сколько побудить школьников о них задуматься. Задаться вопросами или посмотреть на ранее озвученные вопросы в новом ракурсе. Побудить размышления о самоопределении – вот главная цель занятий по мультсериалу.

Второй задачей занятия является вовлечение школьников в полноценную дискуссию вокруг тем, поднимаемых в мультфильме.

Полноценная дискуссия – это погружение участников в глубину вопроса, формирование собственного мнения, осознанное взвешивание доводов «за» и «против» каждой высказанной точки зрения.

Такая дискуссия помогает школьникам задуматься о том, на что раньше не было времени или места. Хорошая дискуссия формирует «инсайты» (внезапные озарения), часто получаемые при обсуждении различающихся мнений по одному и тому же вопросу.

Придерживаясь этой концепции, подготовили несколько правил по проведению занятий:

  1. Стимулируйте участников задавать вопросы и смотреть на проблемы с разных сторон.
  2. Поддерживайте открытость и свободу обсуждения любых тем, даже если они прямо не связаны с основной темой занятия.
  3. Используйте мультфильмы как источник материала для размышлений и дискуссий.
  4. Побуждайте участников к обмену мнениями.
  5. Поощряйте каждый высказанный ответ и цените разнообразие мнений.
  6. Помогайте участникам видеть темы и проблемы с новой стороны.
  7. Фокусируйтесь на стимулировании мыслительных процессов участников, а не на передаче конкретных знаний.
  8. Создавайте атмосферу доверия и уважения, где каждый чувствует себя комфортно для высказывания своего мнения.

Стоимость и заказ

При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:

  • Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 2 компьютерах с операционной системой Windows (2 стационарных рабочих места). Срок действия лицензии: бессрочно.
  • Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.

Подробно о типах лицензий, возможностях и ограничениях.

Наверх