Образовательный и научно-исследовательский проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

0

КАК РАССКАЗЫВАТЬ О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДЕ В ДЕТСКОМ САДУ?

 

Казалось бы, что может бы проще? Но самый первый шаг в профориентации оказывается самым важным. От базовых понятий, заложенных в дошкольном возрасте, зависит дальнейший путь личностного и профессионального самоопределения.

 

 

Смирнов Навигатум

Антон Смирнов, Ведущий разработчик образовательного проекта НАВИГАТУМ (navigatum.ru):

Много лет занимаясь практической профориентацией, я обратил внимание, что школьники, которые ещё в детском саду получили представления о различных профессиях, их функционале и отличиях, гораздо быстрее других переходят от стадии «любопытства» к стадии «вовлечения» в процессе изучения профессий. Это им помогает определиться с выбором своей будущей деятельности к концу средних классов. 

 

Поэтому я стал изучать, как лучше рассказать дошкольникам о профессиях. Чтобы было и весело-интересно, и полезно-познавательно. Но самая сложная задача была не в том, как рассказывать, а о каких профессиях рассказывать, а о каких нет?

 

В России более 2,5 тысяч профессий считаются активно востребованными (из 10 000 предлагаемых профессий и должностей на job-сайтах). Рассказывать ребенку про все 2,5 тысячи – явный абсурд. Надо решить, о какой профессии говорить, а о какой промолчать – нужны четкие критерии и система, а не гадания на пальцах.

 

Сначала я пошел «чукотским» путем: стал смотреть на мир глазами ребенка. Вышли на улицу: вот таксист, вот водитель автобуса (трамвая), вот строитель на кране, там продавщица и т.д. Профессии по местам возможного посещения ребенка: врач в поликлинике, артист в театре, официант в кафе и далее. Профессии в телевизоре: диктор, метеоролог, …  Получился список более 50-ти профессий. Причем этот список должен явно отличаться у жителей маленьких и больших городов. И существенно был бы иным в сельской местности.  В общем, на системный подход это явно не тянуло.

 

Хотя что-то получилось. С композитором Олегом Плясуновым мы написали стихотворения, а потом с режиссером-аниматором Егором Ивановым сделали короткие стихи-мультфильмы о разных профессиях:

 

  

 

Работая над мультфильмами и параллельно проводя профориентационные занятия в школах, я постоянно сталкивался с мозаичными представлениями уже относительно взрослых ребят об устройстве мира. Здесь знаем много – а о соседнем, смежном явлении не имеем понятия. Например, знаем как получается металл, но не знаем ничего, откуда и как берется руда. 

 

Тогда и возникла идея, что представления о мире профессий должны закладываться в дошкольном возрасте системно. Рассказать о 2,5 тысячах профессий невозможно, но с 5 до 7 лет можно провести достаточное количество занятий по существующим 30 направлениям трудовой деятельности.

 

Откуда 30?

На самом деле их 29 laughing.
В 2016-2017 годах мы провели глобальное исследование отраслей и профессий, проанализировав и отсортировав более 1200 отраслей и свыше 10 000 профессий, включая межотраслевые. И шаг за шагом вывели 29 направлений трудовой деятельности, описывающие все существующие отрасли, в том числе те, что могут появиться в ближайшем будущем. Для школьников средних и старших классов по результатам исследования мы создали игровой модуль "Карта отраслей", с помощью которого можно изучить системное описание мира профессий и труда. 

 

В итоге у нас сформировался четкий круг направлений трудовой деятельности, охватывающий даже те, что чаще всего пропускают - науку, инженерию, точное машиностроение и т.д. Среди наших направлений они все есть:

  • лесная промышленность, химическая, горнодобыча, нефтегазодобыча, металлургия, машиностроение и др.; 
  • сельское хозяйство (животноводство, растениеводство) и пищевая промышленность;
  • строительство и ЖКХ;
  • сфера услуг, транспорт, связь, энергетика, медицина, образование, культура и развлечения, гос.управление и т.п.;
  • спец.службы, армия, оборонная промышленность.

И другие направления трудовой деятельности (НТД).

 

Каждая отрасль, входящая в НТД, объединяет сотни различных профессий. Гораздо полезнее, когда ребенок изучает не одну профессию, выдернутую из своего технологического контекста, а непосредственно ряд профессий в цепочке производственных действий внутри отрасли.

 

Так мы пришли к необходимости создать увлекательные описания о каждом направлении деятельности и сделать это на языке детей, с учетом их возрастных потребностей. Поэтому закономерным стал формат ответов на детские "почемучки":

  • Откуда берется хлеб?
  • Как "добывают" электричество?
  • Как строят роботов, космические корабли, машины и краны?
  • Кто такие инженеры?

И другие.

 

В каждом таком рассказе описывается сам процесс создания новой продукции (хлеба, машин, электричества). Полезность такого подхода в том, что:

  • существенным образом расширяется кругозор ребенка,
  • формируется взаимосвязанное представление о профессиях,
  • появляется целостное представление об устройстве мира труда. 

 

Осталось придумать интересный способ "упаковать" технические рассказы в художественные, а также помочь превратить получаемые знания через игру. Точнее, через набор сюжетно-ролевых игр, добавляющих эмоциональные переживания – ведь знания, полученные через игру, запомнятся надолго.

 

Профисказки - сказки о профессияхДля сюжетно-ролевых игр мы решили обратиться к самому привычному формату – сказке. Благодаря двум талантливым драматургам – Вадиму Новаку и Андрею Кравченко, для каждой отрасли (НТД) мы написали свою сказку, объединив их едиными персонажами и миром, где происходят все события.  

 

В последующем мы назвали эти истории «профисказками».

Кот Борис 

Прототипом героев очень условно можно назвать Незнайку и его друзей. В нашем случае героем стал Бабахин и его друзья: Архимедов, Рукоделов, Лентяйкин, Арнольдыч, Конопуся, Люся и говорящий кот Борис Борисыч.

 

По легенде наши герои жили в стране Взросляндии, где нет взрослых и никто не указывает, что делать. Но героям самим приходится разбираться с тем, как что устроено и как что работает. Это-то нам и было надо.

 

 

Наш друг, художник Алексей Гурский, нарисовал для книги сказок красочные иллюстрации:

Сказка откуда берется каша

Сказка детям про инженеров

Сказка детям об электричестве и энергии

 

В сказках наши харизматичные персонажи преодолевали препятствия, узнавали мир, знакомились с устройством отраслей. Им приходилось выполнять задачи самых различных профессий, тщательно соблюдая весь технологический процесс.

 

История каждой сказки имеет сюжетные узлы, которые становились основой для сюжетно-ролевых игр. В сущности, сказки и создавались как "большие сценарии" детских игр в профессии и труд.

 

Каждый день, в процессе создания сказок, мы утром проводили занятия с разными группами в дет.саду, а после полдника обменивались итогами и корректировали сказки – до тех пор, пока не получился идеальный конструктор. Сейчас сказку можно эффективно рассказывать и 4-х летним, и 7-ми, и 9-ти, сохраняя последовательность технологических процессов, но меняя степень детализации истории.

 

Следующим важным элементом комплексного знакомства дошколят с профессиями, стала визуализация. Ведь групповые чтения – штука весьма утомительная и не все дети смогут удержать внимание те самые 7-10 минут, пока читается вслух сказка. А там, где отвлекся один, потянул за собой другого – и вот уже воспитатель в одиночестве сам себе читает книгу. Или надо применять строгие дисциплинарные решения – но они как-то недружелюбно превращают искренний интерес детей к их вынужденному обучению. Не наш путь.

 

После того как профисказки стали читать в самых разных садиках, нам дали обратную связь: запоминающиеся имена наших персонажей и их яркие характеры – Бабахина, Арнольдыча (спортсмена), наглого, но обаятельного кота Бориса, девочки Конопуси – влюбили в себя детей, которые каждый день уже ждали того момента, когда же начнут читать сказку про Бабахина. В сказках есть детский юмор («у меня от голода уже лягушки в животе квакают!»), много действий, приключений – поэтому не только не соскучишься, но и не оторвешься. Есть в сказках и тема доброты, правильных поступков и примеров.

 

Кот Борис Борисыч, Конопуся и Люся из Бабахина

 

Поэтому мы решили к сказкам создать иллюстрации такого рода, чтобы можно было смело проводить занятия для больших групп и не бояться, что потеряется внимание аудитории. Кроме того, иллюстрации нужны были как площадка для сюжетно-ролевых игр, начинающихся после прочтения сказки (утром сказки, после обеда – игры). 

 

Помогла нам известная питерская художница Татьяна Белоконь. Свыше тысячи объектов она нарисовала для карты страны ВЗРОСЛЯНДИЯ, на которой отражены иллюстрации всех отраслей и видов трудовой деятельности. Мы сделали из карты напольную площадку. По ней могут весело скакать одновременно до двадцати малышей: площадь и прочность материала позволяют! 

 

Взросляндия - карта всех отраслей

 

Эту карту можно разглядывать бесконечно долго:

 

Взросляндия карта отраслейВзросляндия карта отраслейВзросляндия карта отраслейВзросляндия карта отраслей

 

Приведу пример детализации по транспортной отрасли:


Есть 6 видов транспорта: наземный, воздушный, железнодорожный, водный, космический, гужевой. И в каждом множество образцов. Например, морской транспорт. Класс: парусные суда. На нашей карте есть: фрегат, бриг, бригантина, шхуна, барк, кеч…


А одних только типов железнодорожных вагонов для товарных поездов восемь штук! А вот основные виды машин и мотоциклов: родстеры, купе, универсалы, джипы, гоночные, пикапы. Эндуро, спортбайки, классика, чопперы, … папы будут довольныlaughing

 

Навигатум Взросляндия - карта отраслей и профессийНавигатум Взросляндия - карта отраслей и профессийНавигатум Взросляндия - карта отраслей и профессийНавигатум Взросляндия - карта отраслей и профессийНавигатум Взросляндия - карта отраслей и профессий

 

Навигатум Взросляндия - карта отраслей и профессийНавигатум Взросляндия - карта отраслей и профессий

 

Навигатум Взросляндия - карта отраслей и профессий

 

Для создания карты пришлось пригласить экспертов и консультантов. Например, чтобы разобраться с современными локомотивами, обратились к сотрудникам РЖД. Но мы, конечно, не смогли удержаться – и вместе с их новыми поездами нарисовали и старый добрый паровоз, какие сейчас только в музеях:

 

Для создания карты пришлось прибегать к помощи консультантов. Например, чтобы разобраться с современными локомотивами, пришлось обратиться к сотрудникам РЖД. Но мы, конечно, не смогли удержаться – и вместе с новыми поездами нарисовали и старый добрый паровоз, какие сейчас только в музеях:

 

Когда карта отраслей была готова, мы решили сделать детям большой сюрприз и заселили ее. Но не только Бабахиным и другими персонажами профисказок, но и узнаваемыми всеми детьми героями: Русалка, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серебряное копытце, Лиса, Колобок и множество других. На пляжном берегу спрятали сундук с сокровищами пиратов. Вы бы слышали эти визги восторга, когда детям удается обнаружить на карте наши сюрпризыinnocent.

 

Взросляндия игровая средаВзросляндия игровая средаВзросляндия игровая средаВзросляндия игровая среда 

 

Для работы со старшими дошкольниками мы подготовили иллюстративные карточки – они хороши и при чтении сказки, и при составлении различных историй, игр, заданий после прочтения. Или при обсуждении ранее пройденного материала. Все карточки имеют фон одинаковый с цветом фона страниц сказки – это очень удобно для быстрого поиска. Края у карточек закруглили, а сами карточки плотно ламинировали, чтобы не гнулись и не стирались даже в особо опытных маленьких руках.

 

Взросляндия - карточки

 

Карта и профисказки - это не только детсадовское решение, но и полезные уроки для начальной школы. Самое важное начинается, когда мы через игры и задачи подводим детей, уже ставшими учениками, к самостоятельной мысли о том, как все отрасли и виды деятельности взаимозависимы – как и профессии внутри них. Нет машиностроения без металлургии, нет металлургии без добычи полезных ископаемых и химической промышленности, а все они не смогут работать без энергетики, транспортной системы. И всех надо кормить, обслуживать, развлекать – создается инфраструктура города. И когда дети сами строят мир взрослых и обнаруживают эти удивительные взаимосвязи – что-то щелкает в их сознании, после чего картина мира становится цельной, комплексной…

 

Сейчас мы продолжаем придумывать новые игры и задания для карточек и карты Взросляндии благодаря той обратной связи, которую присылают нам из детских садиков и школ. И работаем над тем, чтобы сделать мультфильм о приключениях Бабахина и его друзей. Московская писательница Дарья Фомина расширила мир сказок о Бабахине историями про доброту, чтение книг, играми в слова, заданиями на развитие смекалки и многим другим.

 

ТРУДОЛЮБИЕ 

 

Самая главная профориентационная задача для дошкольников – это вовсе не рассказ о профессиях! Самая важная задача в этом возрасте – это формирование трудолюбия.

 

Труд – это то, чем мы занимаемся всю жизнь. Если человек не любит трудиться, он никогда не сможет быть удовлетворён своей работой и жизнью в целом. И напротив, человек, который любит и ценит труд, проживёт счастливую жизнь и через труд сможет реализовать самого себя.

 

Основы отношения к труду закладываются в раннем детстве.

 

Если с самых малых лет малышу нравится помогать родителям, участвовать в домашнем труде, когда он понимает, что такое труд и уважительно к нему относится, то из этого малыша вырастет счастливый и уверенный в себе человек. Такой человек не останется безработным, никогда не попадет в «ловушку по безработице» (когда пособие по безработице выше материальных ожиданий получателя и нет стимула работать), не будет висеть на шее у своих родителей или государства.

 

Ключевым инструментом воспитания трудолюбия в нашей программе являются «ритуалы труда» - особые действия ребенка в подготовленной среде, формирующие привычку трудиться. Подробно о том, как развить чувство любви к труду, я расскажу в следующем материале.

 

Работа с детьми – очень деликатная и ответственная. Мы (взрослые) закладываем основы того, каким станет человек в будущем. Трудолюбие, взаимосвязанная и целостная картина мира, широкий кругозор, нравственные качества – всё это начинается с детского сада. Давайте подойдем к процессу воспитания дошкольников максимально осознанно, вкладывая все наши силы и умения в развитие детей!


Вы можете связаться с автором методики знакомства с профессиями в детском саду.

Посмотреть комплектацию и заказать материалы для детского садика или начальной школы на сайте ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ



Задать вопрос


Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх