Федеральный образовательный проект

Мы создаем игровые инструменты
профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+

Уважаемые коллеги!

Представляем вам краткий обзор методической платформы и инструментов профориентации Навигатум. Каждый создаваемый нами инструмент может использоваться как самостоятельный, а вместе они представляют комплексное и системное решение профориентационных задач.

 

Основные тезисы методики Навигатум
Критерии создания инструментов Навигатум
Идеальная траектория профориентации
Методические этапы
Профориентационные задачи по возрастам
Мета-профессии
Пирамида самоопределения
Формула выбора профессии
Идеология и миссия
Инструменты системной профориентации

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

 

Коротко представляем базовые постулаты Навигатум 

  • Профессиональное самоопределение является следствием и закономерным результатом пройденных этапов личностного самоопределения, которое в жизни подростка занимает продолжительное время и требует сопровождения со стороны педагога (психолога). Важно своевременно начать процесс самоопределения.
  • Фундаментом личностного самоопределения являются жизненные ценности, которые влияют на последующую мотивацию. Ценности закладываются в дошкольном и начальном школьном возрасте вместе с такими качествами, как трудолюбие, сострадание, терпение и др.
  • Прохождение этапов личностного самоопределения позволяет определить личностные качества, способности, склонности и мотивирует на их дальнейшее развитие (в таланты).
  • Выбор видов деятельности и профессий опирается на сочетание личностных качеств и профессионально важных качеств в соответствии с формулой выбора профессии.
  • Представления о мире профессий должны начинаться с построения системной, целостной картины мира.

 

 

Цели и задачи системной профориентации Навигатум

  • Формирование целостной картины мира труда.
  • Помощь в прохождении всех этапов личностного самоопределения, позволяя осознанно найти и выбрать свой путь.
  • Помощь в формировании важных качеств и навыков: от трудолюбия до востребованных «гибких навыков» (софт скиллс).
  • Передача практических знаний, необходимых для ориентации в мире труда.
  • Привести к осознанной, самостоятельно проложенной, собственной образовательной, профессиональной, личностной траектории. 

 

 

наверх

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАВИГАТУМ

 

  • Полное соответствие психологическим и возрастным потребностям аудитории. Мы говорим на одном языке с аудиторией, о том и так, чтобы вызвать её максимальный интерес, любопытство и понимание.
  • Игровые и художественные элементы внутри материалов увлекают учеников и мотивируют на полноценное вовлечение в процесс. Необходимые знания, тренинг навыков и другие образовательные элементы являются неотделимой частью процесса занятий с инструментами Навигатум, тем самым полностью усваиваются учениками.
  • Все инструкции к инструментам и дидактическим материалам Навигатум удобны в использовании для Педагога, не требуют излишних усилий ни во время подготовки к занятию, ни во время его проведения. Наша задача, чтобы всё внимание Педагога уделялось ученикам, а не инструкции.
  • Сценарии занятий и игр обеспечивают вовлечение всего класса. Инструменты создаются для групповых занятий, но могут быть использованы и в индивидуальной работе.
  • Инструменты Навигатум внутренне непротиворечивы, системны, последовательны и закрывают все профориентационные задачи.

  

 

наверх

ИДЕАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

Вы можете посмотреть и скачать описание в таблице здесь

 

Возраст

3,5 года – 5 лет 
детский сад

Описание этапа

Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.

Цели и задачи

  • Первичное знакомство с профессиями (чем занимаются, чем отличаются).
  • Заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями.
  • Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения в будущем.

Практические и методические инструменты

  • Методическое пособие «Прививка от безработицы», в котором есть практические советы по созданию «ритуалов труда».
  • Мультсериал «В мире профессий» - песенки-стихи о сотне различных профессий. 
  • Просто дать ребенку быть самим собой: трудолюбивым и познающим мир.

Результат

  • Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
  • С серьезностью выполняет свои регулярные работы (ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям).

Возраст

5-8 лет
детский сад и 1 -2 класс школы

Описание этапа

Два прекрасных периода:
- стадия осмысленных почемучек;
- погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Цели и задачи

  • Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? …

Практические и методические инструменты

  • Игровая развивающая среда "Навигатум: Взросляндия. В мире профессий" - системное описание мира труда и профессий:
    • Профисказки – это художественные сказки, героям которых - детям из страны «Взросляндия» - приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий;
    • Отраслевая карта страны «Взросляндия» - это и визуализация, и поле для игр.
    • Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте страны.

Результат

  • Ребенок имеет комплексное представление откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
  • Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
  • Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира. 

Возраст

9-10 лет
3-4 класс школы

Описание этапа

Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.

Цели и задачи

  • Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях труд и работа, атрибутах профессий, типах профессий. 
  • Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.

Практические и методические инструменты

  • УМК "Профориентация".
  • Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г.Резапкина).
  • Мультимедийные игровые профориентационные материалы, карта отраслей и др.

Результат

Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.


Возраст

10-12 лет
4-5 класс

Описание этапа

Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.

Цели и задачи

  • Определение слабых и сильных качеств.
  • Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
  • Определение выраженных интересов.
  • Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
  • Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» (сезон «любопытство»).
  • Визуализированные тесты «Профитип» на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
  • Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» о должностях, профессиях и специальностях.
  • «Беседы о самоопределении» - цикл уроков Г. Резапкиной.

Результат

  • У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
  • Появление осознанных знаний о самом себе.
  • Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
  • Понимает, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умеет составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).

Возраст

12-14 лет
6-8 класс

Описание этапа

«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике

Цели и задачи

  • Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
  • Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
  • Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
  • Тренинги проф.навыков и качеств.

Практические и методические инструменты

  • УМК "Самоопределение"
  • Игровые модули "Профессионально важные качества".
  • Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» (сезон «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
  • «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
  • «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) - цикл уроков Г. Резапкиной.

Результат

  • Началась осознанная работа «над самим собой».
  • Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься по этой теме.
  • Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению нужных знаний для реализации целей, для практического использования в области своих интересов.

Возраст

15 лет
9 класс

Описание этапа

Ответственность за свой выбор

Цели и задачи

Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.

Практические и методические инструменты

  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 2).
  • Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п.
  • Помощь тьютора-психолога.

Результат

  • Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
  • Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
  • Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностей выбранной специальности (деятельности).

Возраст

16-18 лет
старшие классы или колледж

Описание этапа

Осмысленные знания

Цели и задачи

  • Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
  • Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
  • Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Практические и методические инструменты

  • Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции.
  • Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
  • Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.

Результат

  • Ученик сосредоточен на развитие качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
  • Учеба ради получения знаний, а не диплома.
  • Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.

Возраст

18-20 лет
первые - третьи курсы ВУЗа

Описание этапа

Поступая в ВУЗ, думай о том, как ты его закончишь.

Цели и задачи

Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.

Практические и методические инструменты

  • Курс "Привычки мышления".
  • Игра «ПРОФИЛИНИ» - «планировщик линий жизни (жизненных стратегий) от рождения до глубокой старости».
  • Анимационные фильмы из цикла «Калейдоскоп Профессий» для абитуриентов, студентов и выпускников.

Результат

  • Сохраняется мотивация к учебе.
  • К концу второго курса найдется оптимальный работодатель для получения практики (даже, если придется работать бесплатно).

Возраст

20-22 лет
четвертые – пятые курсы ВУЗа.

Описание этапа

Практическая деятельность в образовании.

Цели и задачи

  • Осмысленное получение профессионального образования с ориентацией на практику.
  • Завершение образования должно совпадать с трудоустройством.

Практические и методические инструменты

  • Фильм «Лайфхак по трудоустройству» и дополнительные материалы по соцадаптации.

Результат

  • Есть четкое представление о трудоустройстве (написание резюме, прохождение собеседований и испытательного срока).
  • По окончанию обучения происходит заранее оговоренное с работодателем трудоустройство.

Возраст

23+
первые годы работы

Описание этапа

Умный – не тот кто много знает, а кто знает границы своего знания.

Цели и задачи

  • Адаптация в трудовом коллективе.

Практические и методические инструменты

  • Рекомендации психологов, работа с коучем.
  • Притчи «Псифора».

Результат

  • Успешно пройден испытательный срок.
  • Есть четкое представление о дальнейшем горизонтальном и вертикальном карьерном и профессиональном росте.

Указанный возраст условный, у одних детей раньше, у других позже – разброс огромный. Важнее сами «этапы» и их последовательность. Мудрость родителей и педагогов заключается в том, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии себя и противоположного пола (14-17) и др.

 

 

наверх

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

 

В рамках УМК "Профориентация" мы последовательно проводим учеников по 3 ключевым этапам:

 

ЛЮБОПЫТСТВО – когда с помощью занятий мы формируем устойчивое и активное любопытство к какому-то роду деятельности, сфере или даже к конкретной профессии. Любопытство выражается в искреннем интересе и желании получить дополнительную информацию. Часто любопытство к профессии вызывается просмотром и обсуждением мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий».

 

ВОВЛЕЧЕНИЕ – это этап, когда ученик уделяет большее внимание выбранной им профессиональной сфере деятельности/роду занятий/профессии или даже специальности. На этом этапе наша задача – расширить горизонт и объёмы его знаний в выбранной области; помочь соотнести и ещё раз оценить свои личные качества (компетенции) с ПВК и возможными вариантами должностных требований (инструкций) в данной профессии. Для каждой профессии (рода деятельности) разработана своя программа.

 

НАПРАВЛЕНИЕ – это следующий закономерный этап развития, когда мы переводим интерес ученика в практическое русло. В зависимости от выбранного направления – практическая реализация может быть очень разной. Для каких-то профессий (например, программист) – это участие в региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах. Это могут быть кружки/клубы в регионе присутствия ученика (кружок робототехники или автолюбителя). По возможности, вовлечение местных работодателей с предоставлением учебных площадок для получения практического опыта.

 

Есть еще важный 4 этап, который начинается позднее, но является логическим продолжением начатой работы:

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ – значимый и протяженный во времени этап тьюторской работы, когда уже молодому студенту / специалисту помогают в прохождении его образовательной, профессиональной и личностной траектории. Особенно важна помощь в преодолении основных профессиональных кризисов (кризис первого трудоустройства; кризис «потолка»; кризис профессионала и др.).

 

 

наверх

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ НАВИГАТУМ
ПО ВОЗРАСТАМ

 

Краткий обзор задач. Более подробное описание задач и инструментов каждого этапа вы можете прочитать по ссылке.

 

Задачами дошкольного периода являются:

  • Создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий. В отличие от мозаичного представления случайно выхваченных профессий у ребенка закладывается системная картина мира отраслей и видов деятельности – через игровой процесс, через ответы на вопросы - «почему и как». Инструмент "Игровая развивающая среда Навигатум".
  • Развитие креативности мышления и мотивация на познание мира по дополненной системе Навигатум на основе ТРИЗ-педагогики и всестороннего развития личности («Проект «Формула УМА»).
  • Ориентация на созидательные жизненные ценности. Закладка основ для развития таких качеств, как:
    • Трудолюбие.
    • Терпение.
    • Способность к сопереживанию и состраданию.
    • Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Умение принимать решения и нести за них ответственность.
    • Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).
    • Умение помогать и просить помощи.
    • Самостоятельность.
    • Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением.

  

 Профориентационные задачи в начальной школе:

  • Завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий. Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей; понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли; понимание взаимосвязей отраслей. Инструмент "Игровая развивающая среда Навигатум".
  • Формирование любопытства как начального этапа в изучении видов деятельности и профессий (последующие этапы методики: вовлечение, направление и сопровождение).
  • Подготовка и инициация процессов личностного самоопределения (для возраста 9-10 лет).

  

Профориентационные задачи в средних классах (5-8 классы): 

  • Запуск длинного процесса прохождения этапов самоопределения, помощь и поддержка учащихся на этом пути. Инструмент УМК «Самоопределение».
  • Изучение видов деятельности и профессий с точки зрения глубокого понимания профессионально важных качеств (ПВК). Изучение ПВК профессий совпадает с изучением собственных личностных качеств и способностей и позволяет определить подходящие и неподходящие виды деятельности. Инструмент УМК «Профориентация».
  • Вовлечение – методический этап, после этапа любопытства, расширяющий горизонты и знания в сферах, попавших в зону интересов (склонностей и способностей).  
  • Получение практических знаний и навыков, таких как:
    • Различие и понимание проф.терминологии и понятий. Например, отличия понятий «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности» и др. Инструмент игра "ПРОФИ ПЛЮС".
    • Понятия карьерной лестницы, горизонтальная карьера, вертикальная карьера; социальный лифт и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание устройства и иерархий в организациях разного типа: государственных, образовательных, научных, военных, производственных, коммерческих и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
    • Понимание основ предпринимательства и работы бизнеса. Инструмент игра «Моя компания».
  • Развитие навыков (софтскиллс), наиболее востребованных в обществе (творческое мышление; мультикультурность и других).

  

 Профориентационные задачи старших классов (9-11 классы): 

  • Построение индивидуальной образовательной, профессиональной, личностной траектории как закономерное следствие пройденных этапов самоопределения.
  • Направление – методический этап, направленный на получение практического опыта и проб.
  • Формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию – как завершающий этап основной стадии самоопределения учащихся в школьном возрасте. Инструмент УМК «Профориентация» и УМК «Самоопределение».

 

 Профориентационные задачи в возрасте 18-24 лет: 

  • Основы соцадаптации – изучение 5 этапов трудоустройства. Инструмент «Лайфхак по трудоустройству».
  • Информирование и помощь в преодолении профессиональных кризисов (кризис «3-го курса», кризис «новичка» на первом рабочем месте, кризис «потолка», кризис «профессионала» и кризис «мастера» и др.). Инструмент игра «Профилини».
  • Психологическая поддержка и мотивация. Инструмент "Псифора".

  

 

наверх

МЕТА-ПРОФЕССИИ


Мета-профессия - это группа профессий, объединяющих какую-либо отрасль. Например: строитель, металлург, банкир, железнодорожник и так далее.
Как таковых, этих профессий не существует. Строительством занимаются (последовательно): геодезисты, архитекторы, экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты крана, каменщики, кровельщики, маляры, сантехники, электрики и так далее более 30 профессий. Но среди них нет ни одного "строителя". Всё это самостоятельные профессии, в рамках которых есть свои специальности. У одного архитектора - десяток специализаций. У всех строительных профессий совершенно различный набор требований к знаниям, навыкам, компетенциям, мед.показаниям. На геодезиста учат 5 лет, на машиниста крана - 5 месяцев. А на каменщика - 5 недель и те практикой.


Точно также не существуют металлургов: есть сталевары, вальцовщики, газорезчики и так далее, но "металлургов" на заводах нет. Нет железнодорожников: есть машинисты локомотива, обходчики путей, диспетчеры, бортпроводники. Аналогично с еще несколько десятками наиболее популярных мета-профессий.


Поэтому нельзя профориентировать на "строителя". К сожалению, многие взрослые продолжают ориентировать школьников на несуществующие профессии. "Станешь банкиром, таможенником, железнодорожником…". Иногда такие рекомендации могут дать некачественные профориентационные тесты - это прекрасный маркер того, что ими не стоит пользоваться.


Умение школьников средних и старших классов отличать мета-профессии от настоящих профессий - относительно неплохой критерий оценки уровня профориентационной деятельности в школе. А если к концу школы в голове у школьника мешанина из мета-профессий и мозаичных вкраплений разных специальностей - с этим стоит работать.

 

В Навигатум целостную картину мира отраслей и видов деятельности строит игровая развивающая среда "Навигатум: Взросляндия". Для более старшей аудитории мы разработали ряд профориентационных игр, помогающих разобраться, что есть что.

 

 

наверх

ПИРАМИДА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

На пирамиде отображены возрастные процессы и этапы личностного и профессионального самоопределения.

Пирамида самоопределения

Главным фундаментом в личностном самоопределении являются ценности, заложенные в дошкольном возрасте и осмысленные в начальной школе. В этом же возрасте определяется мотивация, как к самому труду, так и к мотивирующим труд жизненным ценностям. Формируется основа деонтологических ценностей (этической системы человека), которая на этапах самоопределения становится осознанной.

 

 

наверх

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Есть очень понятная формула выбора профессии (вида деятельности). Наиболее понятная она для объяснения на уровне 4-6 классов. Потом (9-11 классы) она усложняется. Еще больше она усложняется после получения профессионального образования.
        

Вот эта формула:

Профессия
 НЕ востребованные проф.важные качества ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества 
 НЕ развитые личные качества СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества 
Человек (сотрудник)

 

У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.

Точно также у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые неразвиты. 

 

➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают - это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.

➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия - логист, человек - интроверт с неразвитой коммуникативностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.

➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам - он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.

 

 

Как формула усложняется?

  • Во-первых, учимся мы на профессию, а устраиваемся на должность. У конкретной должности бывает совсем другой набор профессионально важных качеств, чем у «чистой» профессии. Взбираясь вверх по карьерной лестницы, требуются порой противоположные качества.
  • Во-вторых, необходимо учитывать психологические особенности – как они сочетаются с требованиями профессиями. Интроверт-процессник с внешней референцией – плохо для продажника, среднее для бухгалтера и идеально для вальцовщика.
  • В-третьих, учимся на профессию, устраиваемся на должность, но работать приходим в организацию. Насколько совпадает мотивация соискателя с той моделью, которая присуща этой конкретной компании? Устраивает вас коллектив? Близость к дому? Отсутствие/наличие командировок? Система оплаты труда и т.д. Устраивают ли компанию ваши ценности и мотивации?

С помощью теста "Профитип Плюс" вы сможете получить портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника и сравнить его с картой ваших специальностей. Тест позволит определить наиболее подходящую специальность и выявить "проблемные" зоны.  

 

 

наверх

ИДЕОЛОГИЯ И МИССИЯ

 

Мы активно боремся и выступаем против традиционной ориентации на триаду «деньги-власть-карьера», которая является основой мотивации во многих компаниях, в социальных и государственных институтах. Эта система требует: чтобы компании и корпорации могли выжить, им необходимо конкурировать и победить в этой конкуренции. Это значит, что они требуют от своих сотрудников точно также конкурировать друг с другом и с потенциальными сотрудниками конкурентов. Эта бессмысленная гонка подменяет смысл жизни. Люди и компании начинают жить в парадигме, что они могут «заработать все деньги», получить всю славу… Это технически невозможно.

Мы стараемся приложить усилия, чтобы всё больше людей разделяли такие ценности, как творчество и служение обществу.

 

 

наверх

ИНСТРУМЕНТЫ НАВИГАТУМ ПО ВОЗРАСТАМ

 

Вы можете посмотреть и скачать изображение с гиперссылками на конкретные инструменты здесь.

 

Вы можете посмотреть и скачать изображение с гиперссылками на конкретные инструменты здесь.

 

 

 

наверх

Пожалуйста, заполните данные, чтобы наш менеджер связался с Вами:


Позвоните мне с до

Введите этот код:
Код проверки

Наверх