УМК «Самоопределение» — программа с 1 по 11 классы
В линейке нашей продукции самоопределение занимает ключевое место. Мы считаем невозможным профессиональное самоопределение без прохождения всех этапов длинного пути личностного самоопределения.
Для школьника, который в 10-12 лет только начинает осознанно и глубоко задумываться о себе самом, этот путь представляется достаточно болезненным, еще не сформирован личный опыт принимать себя таким, какой ты есть. На этом пути необходима помощь педагога или школьного психолога. И эта помощь должна быть корректной и ненавязчивой. Основной задачей педагога-психолога чаще всего являются 2 задачи:
Непрерывное сопровождение в пути л/с, не позволяя ученику «бросить» и отказаться от осознанного движения по этому пути;
Инициация важнейших тем, необходимых для их самостоятельного осознания учеником.
В УМК «Навигатум: Самоопределение» мы подготовили материалы, которые последовательно, шаг за шагом, помогут провести ваших учеников через все необходимые этапы личностного самоопределения, затронут все важнейшие темы.
Результатом работы станет:
Осознание ключевых понятий, необходимых в дальнейших шагах самоопределения, таких как: человек, личность, характер, свобода воли, нравственность, долг – и многие другие.
Понимание и принятие самого себя, своих:
Личных качеств;
Сильных и слабых сторон;
Психологических особенностей.
Детально будут проработаны темы, которые позволят выяснить и осознать:
Склонности;
Способности;
Интересы.
Ученик получит мотивацию на развитие своих «сильных» сторон, превращение способностей в таланты.
Самоопределение – процесс длительный. Первые шаги в нем, как правило, болезненные – ведь еще нет ярко выраженных талантов, а «слабых» сторон значительно больше, чем сильных. Наши инструменты помогут разобраться, принять себя и получить мотивацию на саморазвитие – результатом которого будут те изменения, которые и позволяют (путем тяжёлой, кропотливой работы над собой), превратить свои склонности и способности в настоящие таланты.
Когда начинать работу по самоопределению?
Фундаментом для личного самоопределения являются жизненные ценности, которые, как правило, закладываются в дошкольном возрасте, наряду с многими важными качествами, например, такими как трудолюбие.
Так как школьный педагог не может повлиять на то, были или нет заложены базовые жизненные ценности в систему воспитания ребенка в дошкольном возрасте, мы подготовили материалы, которые помогают сформировать или скорректировать жизненные установки при работе с ними в начальной школе.
О наших базовых ценностях и установках подробнее в методической части УМК. Если кратко, среди них:
Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Умение принимать решения и нести за них ответственность.
Умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самообразованию.
Трудолюбие.
Терпение.
Способность к сопереживанию.
Умение помогать и просить помощи.
Самостоятельность.
Умение критично воспринимать цели и ценности, навязываемые окружением.
И другие.
Фактически, мы закладываем базовые деонтологические ценности – этику долга – то есть правила поведения, лежащие в основе человеческого долга.
Что входит в комплект УМК «Навигатум: Самоопределение»
Методические рекомендации и практическое пособие, включающие подробные сценарии занятий.
Песни-мультфильмы для начальной школы (1-2 классы), позволяющие ненавязчиво и с интересом разобраться в таких сложных материях, как «что такое хорошо и что такое плохо».
Песни-мультфильмы для начальной школы (3-4 классы), которые подготавливают к длинному пути познания самого себя и мотивируют на работу с собой, на формирование практических полезных навыков.
Иллюстративные материалы для средних классов, дополняющие сценарии темы, согласно списку сценария занятий. Материалы представляют собой карточки, на базе которых проводятся настольные игры (для всего класса), индивидуальные и командные задания.
Инициирующие и активизирующие тесты – это инструмент, позволяющий тонко, ненавязчиво вызвать нужные для осознания себя переживания и размышления, при этом внешняя часть (форма) будет игровой и содержательно интересной.
Рабочие тетради – это старый добрый формат, позволяющий записывать интересное о себе и замечать свои перемены. Формат и содержание наших рабочих тетрадей мотивируют на саморазвитие и дальнейший личностный рост.
Мультфильмы о самоопределении – ряд сложных и непростых тем мы подаем визуально, через игровой сюжет с героями мультсериала «Калейдоскоп Профессий». Стараемся учесть ту особенность возраста, что некоторым важным, ключевым советам, подросткам следовать проще и интереснее, если они получены не от взрослых, а услышаны в диалогах между знакомыми им персонажами мультфильма.
Комиксы – дополняют мультфильмы и содержат большую палитру затрагиваемых тем по самоопределению.
Притчи «Псифора» — мощный инструмент принятия себя, психологической поддержки и мотивации.
Как сделать заказ?
Комплекты УМК «Самоопределение» И УМК «Профориентация» формируются индивидуально, исходя из количества учеников, особенностей заказа (например, для инклюзивных школ и пр.).
Оставьте заявку и напишите о своих задачах, учебных планах (сколько часов вы планируете выделять на занятия по самоопределению), количеству необходимых материалов (рабочих тетрадей), количеству ПК для лицензионного программного обеспечения.
Самоопределение и профориентация идут бок о бок всю нашу жизнь с самых ранних лет.
На иллюстрации ниже представлены наши инструменты по возрастной линейке.
Вы можете сохранить файл для печати (pdf, формат А3) или воспользоваться в нем ссылками по описываемым инструментам.
В настоящее время мы объединяем все материалы в один коробочный продукт, но каждый их них можно заказать отдельно:
При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:
Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 2 компьютерах с операционной системой Windows (2 стационарных рабочих места). Срок действия лицензии: бессрочно.
Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.
При заказе продукции Навигатум бесплатно проведем обучение в онлайн-формате. Возможно проведение обучения с выездом к заказчику, условия обговариваются индивидуально.
Стартовой серией мультсериала «В мире профессий» является песня-мультфильм «Все профессии важны, все профессии нужны». Далее идут 15 стихотворений-мультфильмов, где каждая серия представляет одну профессию.
Возрастная категория: дошкольники и школьники начальных классов.
Цели:
сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет;
сформировать понимание значимости и ценности каждой профессии, изначально сняв проблему «подъёма престижа рабочих профессий».
Задачи:
познакомить малышей, дошкольников и младших школьников с разнообразием мира профессий;
сформировать узнаваемый образ профессиональной атрибутики.
Применение сериала:
использование мультсериала «В мире профессий» рекомендуется в рамках развивающих занятий с детьми по изучению мира профессий и труда.
Состав выпуска:
Песня-мультфильм «Все профессии важны, все профессии нужны»,
Стартовой серией мультсериала «В мире профессий» является «Почему родители уходят на работу?». Далее идут 15 стихотворений-мультфильмов, где каждая серия представляет одну профессию.
Возрастная категория: дошкольники и школьники начальных классов.
Цели:
сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет;
сформировать понимание значимости и ценности каждой профессии, изначально сняв проблему «подъёма престижа рабочих профессий».
Задачи:
познакомить малышей, дошкольников и младших школьников с разнообразием мира профессий;
сформировать узнаваемый образ профессиональной атрибутики.
Применение сериала:
использование мультсериала «В мире профессий» рекомендуется в рамках развивающих занятий с детьми по изучению мира профессий и труда.
Состав выпуска:
Песня-мультфильм «Почему родители уходят на работу?» нужны»,
Стихи и песни для работы с дошкольниками и школьниками начальных классов по темам: мир профессий, понятие добра и зла, понятие "взрослости", спорт и здоровый образ жизни.
Возрастная категория: дошкольники и школьники начальных классов.
Состав выпуска:
Стихи о профессиях (42 штуки):
агроном,
актер,
архитектор,
биотехнолог,
бухгалтер,
ветеринар (городской),
ветеринар (в сельском хозяйстве),
водитель,
воспитатель,
врач,
геолог,
дизайнер,
космонавт,
крановщик,
массажист,
металлург,
метеоролог,
моряк,
музыкант,
онлайн-диагност,
парикмахер,
пилот,
плотник,
повар,
пожарный,
полицейский,
программист,
продавец,
репортер,
сантехник,
сварщик,
связист,
сити-фермер,
спортсмен,
строитель,
токарь,
ученый,
учитель,
фотограф,
шахтер,
энергоаудитор,
юрист.
Профисказки - художественные рассказы про отрасли и профессии (5 сказок). Это аудиоспектакли со звуковым оформлением и многоголосым озвучанием.
«Откуда берется каша»,
«Как работает транспорт»,
«Как делают электричество»,
«Как построить дом»,
«Кто такие инженеры».
Цикл из трех песен «О добре и зле».
В первой песне рассказывается о понятиях добра и зла, о Родине, о родителях и близких, о других людях, о дружбе, о чести, о любви.
Во второй песне - на что стоит опираться и от чего отталкиваться; привычки, качества, черты личности.
В третьей песне даются жизненные цели и ориентиры.
Цикл из четырех песен «Что умеют взрослые».
В песнях рассказывается о полезных и необходимых навыках, которыми обязательно стоит обладать, чтобы быть взрослым.
Мультфильмы о профессиях, в которых братья Дима и Алексей Дотошкины изучают конкретную профессию:
Знакомятся с рабочим местом профессии, ее функционалом и спецификой;
Понимают необходимые профессионально важные качества;
Узнают, где и как можно выучиться на профессию;
Задают каверзные, но актуальные вопросы о зарплате, престижности, карьере – и получают на них честные ответы.
Возрастная категория: школьники средних и старших классов.
Мультфильмы по 6,5 минут и сценарии уроков для 3 возрастных категорий позволяют информировать учащихся о принципах выбора профессии и востребованных профессиях на рынке труда.
Состав выпуска:
Серия о профессии «Педагог»,
Серия о профессии «Полицейский»,
Серия о профессии «Врач»,
Серия о профессии «Агроном»,
Серия «Самоопределение»,
Серия «Почему меня не берут на работу?» (часть 1, версия соискателя),
Серия «Тяжело сейчас - легко потом» (часть 2, версия работодателя).
Современный визуализированный профориентационный тест на определение склонности к типу профессии.
Тест состоит из 50 кейсов по всем типам профессий: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система и Человек-Природа. В кейсах рассматриваются модели поведения, присущие подросткам.
Возрастная категория: школьники средних и старших классов.
Характеристики теста:
Кейсовый. Вопросы теста представляют собой кейсы – описания каких-либо типичных ситуаций с набором готовых решений, каждое из которых само по себе «правильное», и требуется выбрать наиболее привычное. Кейсовый подход оптимален отсутствием социально-ориентированных ответов.
Валидный. Тест содержит 50 вопросов (кейсов), позволяющих достоверно определить выраженную склонность к типам профессий.
Разработанный для школьников. «Профитип» не является адаптацией или переделкой взрослого теста, а специально создан для школьников – с ситуациями, наиболее характерными для среднестатистического городского подростка.
Гендерный. Для девушек и юношей часть вопросов отличаются. В тесте учтены гендерные особенности.
Визуализированный. Чтобы ученику хватило терпения честно ответить на 50 вопросов теста, мы сделали к каждому иллюстрацию. Иллюстрация дополняет кейс, делает его наглядным и понятым, упрощает восприятие. Тест становится интересно проходить.
Предоставление результатов:
Результаты рассчитываются по формуле, в которой учитываются обычные ответы и ответы по ключевым вопросам, то есть тем вопросам, которые прямо и категорично определяют тестируемого к конкретному типу профессии. Показатели ответов на вопросы второго типа имеют больший вес.
По окончании теста итоги тут же предоставляются тестируемому в виде процентного соотношения с визуализацией. Результат теста можно распечатать на принтере.
Технические характеристики:
Время прохождения теста ~20 минут.
Во время прохождения теста доступ в интернет не требуется.
С помощью приложения школьники знакомятся с отраслями и профессиями современного рынка труда.
Экскурс в историю появления отраслей позволяет получить системные представления об истории профессий.
Цели и задачи:
системные представления об истории и устройстве отраслей,
знакомство с наиболее востребованными и массовыми профессиями современного рынка труда.
Использование виртуальной реальности:
возможность «оглядеться на 360°» позволяет рассмотреть процессы в отрасли. В других форматах такая задача практически нереализуема.
взаимодействие с виртуальным миром повышает степень усвоения материала по сравнению с традиционными форматами – лекцией, книгой или видео.
в виртуальном мире школьник лишается помех в восприятии: не отвлекается на других учеников, не видит посторонних образов, получает только образовательный контент.
Возрастная категория: школьники средних и старших классов.
Вы можете заказать только приложение, устанавливаемое смартфон или приобрести готовый комплект, который включает смартфон с установленным приложением, очки виртуальной реальности и наушники (гарнитуру).
Игра позволяет разобраться в такой сложной теме как карьерная лестница. Выяснить, каким образом строятся горизонтальная и вертикальная карьеры в различных сферах: на госслужбе, в торговле, в промышленности и т.д.
Игра позволяет изучить иерархическое устройство организаций разного типа (торговые, производственные, научные, военные, управленческие и т.п.), а также понятия категорий и разрядов.
Игра помогает поиску соответствия между личными качествами (ЛК) и профессионально важными качествами (ПВК) профессии и требованиями должности.
Игра существенно расширяет кругозор школьников – много новых профессий, специальностей и должностей.
Навыки, которые развивает игра:
Составлять карту профессии, в том числе описывать ключевые профессионально важные качества и компетенции.
Ориентироваться в разрядах и должностных иерархиях.
Планировать профессиональную карьеру как этапы горизонтального и вертикального роста в любой области/сфере деятельности.
Возрастная категория: школьники средних и старших классов; студенты.
Количество участников: от 1 до 35 человек.
Состав: набор различных мини-игр.
Время игры: средняя продолжительность каждой мини-игры составляет 5-15 минут и определяется ведущим.
Динамичный фильм-видеоурок «Как и какую профессию выбрать?» в современной стилистике. Содержит описание важных факторов, влияющих на выбор профессии.
В фильме даны конкретные рекомендации, как выбрать направление своей будущей деятельности, учтены происходящие глобальные перемены в мире и обществе. Вся информация подана просто, доступно и наглядно.
Для удобства фильм поделен на блоки:
Зачем вообще стоит выбирать профессию?
Зачем ее выбирать самому?
Как не заблудиться в мире профессий?
Как люди выбирали профессии раньше?
Какие есть формулы выбора профессий и как с ними работать?
Какие перемены нас ждут в постиндустриальном мире?
Что делает специалиста хорошим?
Ради чего стоит трудиться?
Что такое запросы (амбиции) и возможности?
Какие бывают разновидности образа жизни?
Как узнать больше о себе?
Как узнать больше о профессиях?
Какие образовательные траектории возможны после школы?
Включены методические рекомендации по работе с фильмом, раздаточная анкета для зрителей.
Возрастная категория: школьники старших классов, студенты. Рекомендуется для работы с родителями старшеклассников.
Технические характеристики: хронометраж фильма 30 минут, 16:9, FullHD, stereo.
Профориентационные притчи «Псифора» - инструмент личностного самоопределения, позволяющий найти свою мотивацию на учебу, рост профессиональных навыков и компетенций. Притчи также помогают разобраться в важных профориентационных темах.
Возрастная категория: школьники старше 12 лет, взрослые люди.
Содержание: Притчи (12 шт.): «Наберись смелости – сделай попытку!», «Нищий и ящик», «Верь в себя!», «Трещина в алмазе», «Старый ослик», «Решение проблем», «Скулящая собака», «Фермер и колодец», «Две точки зрения», «5-ти копеечный работник», «Бутон розы и шипы», «Добиваться успеха».
Притчи используются как инструмент для вовлечения в общение и обсуждение сложной темы на групповых и индивидуальных занятиях. Использование видеопритч позволяет провести эффективные занятия за небольшой промежуток времени.
Притчи снимают блоки:
Недоверия к психологу: историю рассказывает не сам психолог, а происходит совместный просмотр.
Закрытия и зажатости. Технология обсуждения позволяет участникам раскрыть свои эмоции и мысли, проецируя их на персонажей притчи.
Защита от навязывания. Ключ к выходу из сложной жизненной ситуации зритель находит сам – через просмотр и интерпретацию притчи.
Включены притчи по следующим категориям:
борьба со страхами, стрессом;
обретение уверенности в себе;
принятие себя и повышение самооценки;
работа на повышение самоконтроля;
мотивация на принятие ответственности,
формирование позитивного настроя;
мотивация на работу;
профориентация.
Предлагаются три приема работы с притчами: диагностика; передача информации (советов, рекомендаций, поведенческих моделей); толчок к озарению (инсайту, меняющему картину мира).