УМК «Самоопределение» - программа с 1 по 11 классы
В линейке нашей продукции самоопределение занимает ключевое место. Мы считаем невозможным профессиональное самоопределение без прохождения всех этапов длинного пути личностного самоопределения.
Для школьника, который в 10-12 лет только начинает осознанно и глубоко задумываться о себе самом, этот путь представляется достаточно болезненным, еще не сформирован личный опыт принимать себя таким, какой ты есть. На этом пути необходима помощь педагога или школьного психолога. И эта помощь должна быть корректной и ненавязчивой. Основной задачей педагога-психолога чаще всего являются 2 задачи:
Непрерывное сопровождение в пути л/с, не позволяя ученику «бросить» и отказаться от осознанного движения по этому пути;
Инициация важнейших тем, необходимых для их самостоятельного осознания учеником.
В УМК «Навигатум: Самоопределение» мы подготовили материалы, которые последовательно, шаг за шагом, помогут провести ваших учеников через все необходимые этапы личностного самоопределения, затронут все важнейшие темы.
Результатом работы станет:
Осознание ключевых понятий, необходимых в дальнейших шагах самоопределения, таких как: человек, личность, характер, свобода воли, нравственность, долг – и многие другие.
Понимание и принятие самого себя, своих:
Личных качеств;
Сильных и слабых сторон;
Психологических особенностей.
Детально будут проработаны темы, которые позволят выяснить и осознать:
Склонности;
Способности;
Интересы.
Ученик получит мотивацию на развитие своих «сильных» сторон, превращение способностей в таланты.
Самоопределение – процесс длительный. Первые шаги в нем, как правило, болезненные – ведь еще нет ярко выраженных талантов, а «слабых» сторон значительно больше, чем сильных. Наши инструменты помогут разобраться, принять себя и получить мотивацию на саморазвитие – результатом которого будут те изменения, которые и позволяют (путем тяжёлой, кропотливой работы над собой), превратить свои склонности и способности в настоящие таланты.
Когда начинать работу по самоопределению?
Фундаментом для личного самоопределения являются жизненные ценности, которые, как правило, закладываются в дошкольном возрасте, наряду с многими важными качествами, например, такими как трудолюбие.
Так как школьный педагог не может повлиять на то, были или нет заложены базовые жизненные ценности в систему воспитания ребенка в дошкольном возрасте, мы подготовили материалы, которые помогают сформировать или скорректировать жизненные установки при работе с ними в начальной школе.
О наших базовых ценностях и установках подробнее в методической части УМК. Если кратко, среди них:
Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Умение принимать решения и нести за них ответственность.
Умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самообразованию.
Трудолюбие.
Терпение.
Способность к сопереживанию.
Умение помогать и просить помощи.
Самостоятельность.
Умение критично воспринимать цели и ценности, навязываемые окружением.
И другие.
Фактически, мы закладываем базовые деонтологические ценности – этику долга – то есть правила поведения, лежащие в основе человеческого долга.
Что входит в комплект УМК «Навигатум: Самоопределение»
Методические рекомендации и практическое пособие, включающие подробные сценарии занятий.
Песни-мультфильмы для начальной школы (1-2 классы), позволяющие ненавязчиво и с интересом разобраться в таких сложных материях, как «что такое хорошо и что такое плохо».
Песни-мультфильмы для начальной школы (3-4 классы), которые подготавливают к длинному пути познания самого себя и мотивируют на работу с собой, на формирование практических полезных навыков.
Мультфильмы о самоопределении для средних классов (5-8 классы). Ряд сложных и непростых тем мы подаем визуально, через игровой сюжет с героями мультсериала «Калейдоскоп Профессий». Стараемся учесть ту особенность возраста, что некоторым важным, ключевым советам, подросткам следовать проще и интереснее, если они получены не от взрослых, а услышаны в диалогах между знакомыми им персонажами мультфильма.
Притчи «Псифора» для средних и старших классов. Притчи - мощный инструмент принятия себя, психологической поддержки и мотивации.
Инициирующие и активизирующие тесты – это инструмент, позволяющий тонко, ненавязчиво вызвать нужные для осознания себя переживания и размышления, при этом внешняя часть (форма) будет игровой и содержательно интересной.
Иллюстративные материалы для средних классов, дополняющие сценарии темы, согласно списку сценария занятий. Материалы представляют собой карточки, на базе которых проводятся настольные игры (для всего класса), индивидуальные и командные задания.
Рабочие тетради – это старый добрый формат, позволяющий записывать интересное о себе и замечать свои перемены. Формат и содержание наших рабочих тетрадей мотивируют на саморазвитие и дальнейший личностный рост.
Скетчбуки (дневники самоопределения) - в игровом формате расширяют представления о себе и об окружающем мире.
Каждый год мы дополняем линейку инструментов по самоопределению.
Как сделать заказ?
Комплекты УМК «Самоопределение» И УМК «Профориентация» формируются индивидуально, исходя из количества учеников, особенностей заказа (например, для инклюзивных школ и пр.).
Оставьте заявку и напишите о своих задачах, учебных планах (сколько часов вы планируете выделять на занятия по самоопределению), количеству необходимых материалов (рабочих тетрадей), количеству ПК для лицензионного программного обеспечения.
Самоопределение и профориентация идут бок о бок всю нашу жизнь с самых ранних лет.
На иллюстрации ниже представлены наши инструменты по возрастной линейке.
Вы можете сохранить файл для печати (pdf, формат А3) или воспользоваться в нем ссылками по описываемым инструментам.
В настоящее время мы объединяем все материалы в один коробочный продукт, но каждый их них можно заказать отдельно:
При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:
Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 2 компьютерах с операционной системой Windows (2 стационарных рабочих места). Срок действия лицензии: бессрочно.
Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.
При заказе продукции Навигатум бесплатно проведем обучение в онлайн-формате. Возможно проведение обучения с выездом к заказчику, условия обговариваются индивидуально.
Вместе с героями анимационных короткометражных фильмов изучаем функционал профессий, условия труда и профессиональные качества, отрасли и значимые темы мира труда.
Возрастная категория:
Школьники средних и старших классов.
Формат занятий:
групповая работа (просмотр, дискуссия, дополнительные задания по теме занятия).
Профориентационная цель:
знакомство с профессиями,
развитие навыков анализа профессии (требуемое образование, условия труда, личные и профессиональные качества, роль на рынке труда).
Содержание:
Мультфильмы:
«Кем стать?»
«Каким стать?»
«Самоопределение»
«Социальный лифт»
«Будущее профессий»
«Почему меня не берут на работу?» (часть 1, версия соискателя)
«Тяжело сейчас – легко потом» (часть 2, версия работодателя)
«Кадровый центр»
«Инженер»
«Программист»
«Архитектор»
«Ветеринар»
«Тренер»
«Логист»
«Менеджер»
«Повар и кондитер»
«Электромонтер»
«Электрогазосварщик»
«Автослесарь»
«Закройщик»
«Строитель»
«Металлург»
«Вальцовщик»
«Машинист крана»,
«Сварщик труб»
«Резчик заготовок»
«Сити-фермер»
«Сантехник»
«Детский стоматолог»
«Консультант по здоровой старости»
«Педагог»
«Полицейский»
«Пожарный»
«Врач»
«Агроном»
«Мультипликатор»
«Соревнования профессионального мастерства»
«Как легко узнать о себе»
«Все профессии важны»
«Почему родители уходят на работу»
Результат:
расширение знаний об отраслях и профессиях,
навыки анализа профессий по требуемому образованию, условиям труда, профессионально важным качествам, требуемым личным качествам,
понимание места профессии в отрасли, на рынке труда.
Комплектация:
40 мультфильмов,
методические рекомендации педагогу.
Технические характеристики:
установка на компьютеры, ноутбуки, планшеты, сенсорные столы с ОС Windows,
Выберите параметры
Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.
Яркий и забавный скетчбук «Я» выглядит как развлечение, в нем нет менторства и назидательности. Это просто увлекательный блокнот, в котором нужно черкаться, выполняя разные задания. Дневник учитывает реверсивную психологию подростка. Темы подаются не «в лоб», вопросы часто не имеют «правильных ответов».
Возрастная категория:
школьники средних классов.
Формат занятий:
индивидуальная работа.
Профориентационная цель:
помочь подростку задаться некоторыми важными вопросами, которые помогут ему лучше понять самого себя.
Содержание:
В Дневнике содержатся вопросы, помогающие получить ключевые ответы самопознания. Вопросы распределены по четырем модулям:
«Какой я?» — это вопросы на изучение себя, обращенные «вовнутрь»: моя внешность, характер, привычки, увлечения, качества. Какие они бывают и какие у меня. И какие я еще хочу?
«Каков мир вокруг меня?» — это вопросы на изучение себя через внешний мир. Какой этот мир для меня? Какой я в этом мире? Семья, друзья, быт, отношения, правила, разносторонность мира.
«Ценности и смысл» — что для меня дружба? Что для меня «добро» и «зло»? Что для меня …? Чем руководствуются другие люди?..
«Цели» — какие цели ставят себе люди? Какие из них мне близки? Какие цели поставлю я себе?
В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента»: не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы. Если он хоть ненадолго задумается над ними или просто увидит, что есть много разных способов и инструментов взаимодействия с миром – это и будет нужным шагом в правильную сторону.
Результат:
понимание себя и своих мотивов,
осознание своих ценностей,
постановка собственных целей – каким я хочу быть,
формирование навыка саморефлексии.
Комплектация:
тираж на выбор - 50, 350, 500 штук,
любой тираж от 50 штук по запросу.
Технические характеристики:
печатная продукция,
электронная версия Дневника предоставляется бесплатно после регистрации.
Выберите параметры
Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.
Дневник профессий Навигатум — это инструмент изучения профессий и своего собственного отношения к особенностям этих профессий.
Возрастная категория:
школьники средних и старших классов,
студенты,
взрослые люди.
Формат занятий:
групповая и индивидуальная работа.
Профориентационная цель:
развитие навыков анализа профессии.
Содержание:
Дневник профессий позволяет «увидеть» профессию с новых сторон. Но более значимое – это возможность примерить эти «стороны» на себя. И не только примерить, но и определить – какие из них наиболее «главные» и значимые для себя лично.
Дневник состоит из 2 частей: теоретической части и рабочей тетради, в которую учащийся вносит описание рассматриваемой профессии.
Дневник пригодится при посещении профориентационных экскурсий, профпроб, встреч с представителями профессий.
Результат:
в процессе заполнения у учащихся получится «портфолио изученных профессий», которое поможет разобраться в значимых нюансах профессий и примерить их к своим возможностям, склонностям.
Комплектация:
дневник с теоретической частью,
рабочая тетрадь для самостоятельных записей, в которой производится оценка каждой характеристики по одной профессии,
методические рекомендации для педагога.
Тираж:
тираж на выбор (дневник/рабочая тетрадь): 35/100, 350/1000, 500/1500 штук,
Визуализированный профориентационный тест на определение склонности к типу профессии.
Возрастная категория:
школьники средних и старших классов.
Формат занятий:
индивидуальная работа.
Профориентационная цель:
выявить приоритетный тип профессии тестируемого,
побудить тестируемого задуматься о предпочтительных видах деятельности.
Содержание:
Тест состоит из 50 кейсов по всем типам профессий: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система и Человек-Природа. В кейсах рассматриваются модели поведения, присущие подросткам.
Характеристики теста:
Кейсовый. Вопросы теста представляют собой кейсы – описания каких-либо типичных ситуаций с набором готовых решений, каждое из которых само по себе «правильное», и требуется выбрать наиболее привычное. Кейсовый подход оптимален отсутствием социально-ориентированных ответов.
Валидный. Тест содержит 50 вопросов (кейсов), позволяющих достоверно определить выраженную склонность к типам профессий.
Разработанный для школьников. «Профитип» не является адаптацией или переделкой взрослого теста, а специально создан для школьников – с ситуациями, наиболее характерными для среднестатистического городского подростка.
Гендерный. Для девушек и юношей часть вопросов отличаются. В тесте учтены гендерные особенности.
Визуализированный. Чтобы ученику хватило терпения честно ответить на 50 вопросов теста, мы сделали к каждому иллюстрацию. Иллюстрация дополняет кейс, делает его наглядным и понятым, упрощает восприятие. Тест становится интересно проходить.
Результат:
Результаты рассчитываются по формуле, в которой учитываются обычные ответы и ответы по ключевым вопросам, то есть тем вопросам, которые прямо и категорично определяют тестируемого к конкретному типу профессии. Показатели ответов на вопросы второго типа имеют больший вес.
По окончании теста итоги тут же предоставляются тестируемому в виде процентного соотношения с визуализацией. Результат теста можно распечатать на принтере.
Комплектация:
компьютерный тест,
инструкция.
Технические характеристики:
время прохождения теста ~20 минут,
установка на компьютеры, ноутбуки, планшеты, сенсорные столы с ОС Windows.
Комплект материалов для занятий по психологической поддержке и мотивации.
Возрастная категория:
взрослые люди.
Комплектация: 1) Выпуск анимационных притч «Псифора» (аудио и видео)
Притча - ключ к выходу из сложной жизненной ситуации. Просмотр и обсуждение притчи в группе, индивидуально с психологом помогает самостоятельно найти решение своей проблемы. Притчи разбиты на тематические группы: работа со страхами, обретение уверенности, принятие себя, мотивация на позитивный настрой и работу.
2) Анимационный фильм «Упражнения и методики управления эмоциями, страхом и стрессом»
Практический видеоматериал, методики и упражнения, благодаря которым человек может поддерживать в себе настрой на новую жизнь, учиться мыслить позитивно, контролировать свои эмоции, страх, стрессы и управлять ими.
3) Рабочая тетрадь-блокнот «Чего боятся страхи?»
Тетрадь для отработки навыков, которые представлены в анимационном фильме. Содержит конкретные задания и упражнения по снятию внутреннего напряжения и ощущения страха. Дает мотивацию на позитивное самочувствие и стремление к личностному росту.
Сопровождение: